Таможня берет добро

Экспертиза носителей информации, принадлежащих частным лицам и вывозимых ими для индивидуального пользования, производиться не должна

Воистину, сто раз был прав Виктор Черномырдин, говоря про одно из правительственных начинаний: "Хотели как лучше, получилось как всегда". Благие намерения мостят дорогу в... предположим, ад. Может, где-то сей участи каким-то инициативам и удается избежать, но не в России.

Мы уже писали про Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности (ФАПРИД). Одним из первых приказов образованного в 1998 году ведомства стал приказ №31о проверке материалов "специального и двойного назначения". К приказу прикладывается список товаров, которые могут "содержать результаты интеллектуальной деятельности". Этот список включает в себя "материальные носители (бумажные, магнитные и др.) и аппаратные средства (компьютеры, ноутбуки, серверы и др.), содержащие информацию в виде: руководств и инструкций; научно-технических отчетов; результатов экспертиз; технических отчетов; описаний технологических процессов; методических материалов; спецификаций; чертежей; схем; диаграмм; формул; математических отчетов; моделей; алгоритмов; программных продуктов; баз данных". Будем надеяться, что мы ничего не забыли, а то как-то неловко получится.

На основании приказа таможенники начали в Санкт-Петербурге полномасштабную акцию, которая для простых граждан вылилась в необходимость каждый раз получать разрешение на отправку дискеты или CD-диска по почте.

Однако вот что интересно. Как объяснили "Yтру" непосредственно в ФАПРИДе, обязательной проверке подлежат те результаты интеллектуальной деятельности (РИД), "которые используются предприятиями в хозяйственной деятельности, в том числе при выполнении внешнеэкономических контрактов". Это касается тех разработок, которые были созданы во времена СССР за счет средств республиканского бюджета РСФСР или за счет бюджета Российской Федерации, но уже после 1991 года. Дело в том, что на большую часть РИД, полученных за счет средств госбюджета, предприятия и НИИ "не оформляли исключительные права и не предпринимали иных мер правовой охраны". Однако эти результаты активно использовали третьи лица в своей хозяйственной деятельности. Из-за неконтролируемой утечки информации за рубеж государство лишилось возможности окупить "свои затраты, понесенные при финансировании научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ". Так что государство стремится всеми силами защитить свои интересы "при вовлечении в экономический и гражданско-процессуальный оборот" третьими лицами этих самых оплаченных из федеральной казны РИД.

Если вам в вашей работе жизненно необходимо использовать для экспорта некие государственные РИД, то после экспертизы, срок которой установлен приказом Минюста №243, вы заключаете договор с ФАПРИДом и отправляете что угодно, куда угодно и когда угодно. Естественно, в пределах дозволенного и не носящего грифа "секретно" – и, что еще более естественно, заплатив за это некую сумму.

Более того, как нам сообщали, Агентство, а следовательно, и сам приказ, "не имеет отношения к корреспонденции, отправляемой через почтовые отделения связи". А следовательно, к простым гражданам, или, выражаясь официальным языком, к физическим лицам, данное распоряжение отношения не имеет. В приложении 1 к приказу от 21 августа 2000 года специально оговаривается, что "экспертиза материальных носителей, аппаратных средств и программного обеспечения, принадлежащих частным лицам и вывозимых ими для индивидуального пользования не производится". Так что нашего читателя, благодаря которому нам и стало известно о проверках в Санкт-Петербурге, совершенно напрасно заставили идти на таможню за разрешением. Кроме того, если вас и в аэропорту заставляют проходить проверку или требуют разрешение на провоз носителей информации, то на это тоже никаких особых распоряжений вроде бы нет.

Получается, что либо таможенники побежали впереди телеги, либо проверка в Санкт-Петербурге инициирована каким-то другим распоряжением "для внутреннего пользования". Однако логичнее предположить, что все произошло из-за излишнего рвения наших таможенников. Государственный таможенный комитет одним из своих распоряжений осенью прошлого года запретил таможням на местах выпускать за пределы России носители информации без их проверки на наличие РИД, права на которые принадлежат государству. "Особенно, если предметом контрактов экспортеров являются или используются при их выполнении РИД, правообладатель которых точно не определен или есть основания полагать, что права на них принадлежат Российской Федерации".

А те сочли, что стоит и простым гражданам, на всякий пожарный случай, проходить соответствующую экспертизу. Но не стали утруждать себя чтением различного рода приложений. Мало ли что где написано.

Выбор читателей