"Сатирикон" ставит на большой бизнес

Театр "Сатирикон" готов к премьере спектакля, сделанного под кредит, взятый у коммерческого банка. Теперь только от зрителей зависит, ожидает ли детище К.Райкина банкротство или, наоборот, триумф

Уж сколько раз писали о проникновении коммерции в сферу высокого и чистого искусства, сколько было разговоров о том, что культура не может существовать без дотаций и государственной поддержки, быть самоокупаемой. И главным лейтмотивом всегда звучало: "Ну, при капитализме искусство может только выживать. Это вам не шоу-бизнес, который приносит бешеные доходы".

И вот докатились. Государственный театр берет кредит у коммерческого банка на постановку дорогого драматического спектакля и, видимо, надеется этот кредит вернуть, да еще и с процентами! Ситуация немыслимая, ведь речь идет даже не о спонсорстве и меценатстве, а о равноправных партнерских отношениях театра и коммерческого учреждения.

Что и говорить, театр "Сатирикон" (а именно он и выступил в столь необычной роли заемщика) всегда славился своими дорогими спектаклями, стоит вспомнить хотя бы знаменитую "Трехгрошовую оперу" с потрясающими декорациями и костюмами. Но в этом случае все значительно серьезнее: кредит, взятый у коммерческого банка "Диалог-Оптим", предназначен для постановки целого драматического шоу "Шантеклер" по пьесе Эдмона Ростана.

Впрочем, по порядку. О готовящейся премьере читатели "Yтра" узнали из интервью К. Райкина. Новый проект сопоставим по размаху с самыми дорогими бродвейскими мюзиклами, по некоторым оценкам, стоимость постановки приближается к 1 миллиону долларов. Новые, еще не опробованные на российской сцене спецэффекты и уникальные технические приспособления, декорации, весящие 17 с половиной тонн, более 300 костюмов, специально написанная к спектаклю музыка, хореография, полеты артистов над сценой... При этом на сей раз режиссер-постановщик Константин Райкин замахнулся на пьесу более чем сложную в воплощении и, по его же собственному признанию, провалившуюся при первой постановке в начале века. Да, конечно, сегодняшний театр ушел далеко вперед, но все же на сцене "Сатирикона" ставится не модный коммерческий автор, а классик французской драматургии. Поневоле задумаешься, а оценит ли публика такие жертвы.

Спектакль будут играть с 1 мая 17 дней подряд – именно за это время и должен разрешиться вопрос: имеет ли смысл вкладывать деньги в культуру как в прибыльный проект или подобное вложение можно провести исключительно как грамотное PR-мероприятие. Нет, безусловно, спонсорская деятельность является выгодной, хотя и выгода эта очень опосредованная. И надо отметить, что у спектакля "Шантеклер" есть также и спонсоры, к примеру, компания "Телмос", одна из ведущих на рынке телекоммуникационных услуг. Помощь театру оказывают компании "Мир", ЗАО "Лукойл Нефтегазстрой", "АСБ Банк", АО "Пионер Первый". Помимо этих компаний, спонсорами выступают телепрограмма МУЗ-ТВ и журнал "Паспорт Экспресс". Как видим, список серьезный, но необходимость возвращать деньги кредитору это не отменяет.

"Мы берем на вооружение те методики, приемы, инструменты – в том числе экономические, финансовые, административные, – которые существуют в других организационных формах, в других структурах, но не используются в театрах, а должны!" – считает директор "Сатирикона" Анатолий Полянкин. Технология финансирования спектакля прописана четко: "Через фандрейзинговую компанию мы нашли доноров-спонсоров. Подсчитали спонсорский доход. Включили его отдельной строкой в доходную часть сметы проекта и приняли решение о создании новой программы: финансирование постановки спектакля за счет кредитных средств, то есть получение кредитов в банке под проект, а, как известно, банки кредитуют только на коммерческой основе. Вот теперь и организуем этот новый финансовый ресурс, а одновременно рисуем схемы возврата кредитных средств и... процентов по ним. Это – взрослые игры!".

Игры играми, но ставка высокая, это не концерт известной поп-группы в забытом Богом захолустном городишке, которому гарантируется 100%-ный аншлаг, а довольно необычное театральное зрелище. Как его воспримет избалованная московская публика, будет ли у "Сатирикона" тот же несомненный успех, которым сопровождались его предыдущие постановки "Контрабас" и "Квартет", нельзя говорить заранее с полной уверенностью.

А вот интересно, если "Сатирикон" этот кредит вернуть не сможет, следует ли ожидать нашествия судебных исполнителей, готовых описать скромное театральное имущество? Или, еще того похлеще, омоновцев в масках, сменяющих дирекцию театра на основании невыполнения финансовых обязательств? Увидим ли мы Константина Райкина, гордо стоящего на митинге в защиту свободного театра "Сатирикон"? Ох, что-то я заговорилась, всем известные события навеяли...

Во всяком случае, стоит пожелать "Сатирикону" удачной премьеры и последующего аншлага. А то еще, не ровен час, придется вспомнить о том, что все мы живем в жестоких джунглях капитализма и под гнетом свободных рыночных отношений. А законы рынка для всех одинаковы. В том числе и для театров.

Выбор читателей