Финские крылья для России

Кари Столбов ("Финнэйр"): Мы стараемся работать так, чтобы пассажир, который с нами хоть раз летал, в следующий раз выбирал только нашу авиакомпанию

"Yтро": Как давно компания "Финнэйр" работает в России?

Кари Столбов: Летать из Хельсинки в Москву мы начали уже в 1956 году, летали 2 раза в неделю, в 1964 году начали летать в Ленинград. Мы были первой западной компанией, которая после войны начала летать в СССР.

"Y": Какие рейсы и по каким маршрутам осуществляет "Финнэйр" из России?

К.С.: Сегодня мы летаем девять раз в неделю между Москвой и Хельсинки и восемь раз между Хельсинки и Петербургом. Летом раз в неделю летали по маршруту Мурманск – Хельсинки. Раньше мы совершали рейсы и из Петрозаводска, даже летали когда-то в Бангкок через Ташкент. Сейчас же летаем, как я уже говорил, только в Москву и Петербург.

"Y": По результатам опроса, проведенного информационным агентством "Росбизнесконсалтинг" среди посетителей своего интернет-сайта на тему "Самолетами какой авиакомпании вы предпочитаете летать", ваша компания вошла в тройку лидеров. В связи с этим, хотелось бы узнать, какие европейские компании являются наиболее серьезными конкурентами "Финнэйр".

К.С.: Непосредственно мы, "Финнэйр", не стараемся претендовать на всемирный охват и летать в любую точку земного шара. Точней, в рамках нашего альянса Oneworld мы предлагаем полеты по всему миру, но в самом альянсе, непосредственно, мы отвечаем за северное направление. С этой точки зрения, основные наши конкуренты – это авиакомпании – члены других альянсов, осуществляющие полеты в этом регионе. Это, например, альянс "Стар", куда входят такие известные компании, как "Люфтганза" и САС.

"Y": На что именно вы делаете упор в конкурентной борьбе: на стоимость перелета, его продолжительность, комфорт и качество обслуживания пассажиров или на что-то другое?

К.С.: Я очень часто говорю, что "Финнэйр" – это большая компания, которая через альянс, членом которой она является, может предложить своим пассажирам весь мир. С другой стороны, мы маленькая компания, для которой каждый пассажир – главный. Поэтому мы стараемся работать так, чтобы пассажир, который с нами хоть раз летал, в следующий раз выбирал только нашу авиакомпанию. Мы не стремимся быть самой дешевой авиакомпанией, потому что знаем, что наш сервис – продукт высокого качества и клиенту надо дать почувствовать, что он получает то, за что заплатил. Мы стараемся быть современной безопасной компанией, обладающей наибольшим опытом полетов именно в своем северном регионе.

"Y": Какую долю от общего объема услуг, предоставляемых вашей компанией, занимают российские перевозки?

К.С.: Мы летаем примерно в 50 городов мира, круглогодично; два маршрута – российские. Питер и Москва, как я уже говорил. Получается около четырех процентов. Но если смотреть с той точки зрения, что в прошлом году мы перевезли всего семь миллионов четыреста тысяч пассажиров, а в Россию и из России – сто тридцать четыре тысячи, то получается, что российская доля нашего рынка составляет 1,8 процента. Кроме того, наша авиакомпания осуществляет чартерные рейсы из Хельсинки, а также внутри Финляндии.

"Y": Насколько перспективен бизнес "Финнэйр" в России? По каким направлениям предполагается его развитие?

К.С.: Хороший бизнес. Мы ведем постоянные переговоры с российской стороной, чтобы увеличить количество наших рейсов, и в первую очередь в те города, куда мы уже летаем сейчас, – это Москва и Санкт-Петербург. У нас растет как количество пассажиров, так и прибыль. Стабильность нашего бизнеса в России дает уверенность в его дальнейших перспективах. Растет количество пассажиров каждой категории. Больше всего растет количество пассажиров на Дальний Восток и в Америку, через Хельсинки.

"Y": Какой год на российском рынке был наиболее удачным для "Финнэйр" в финансовом плане?

К.С.: Прошлый год. Прибыль до налогообложения составила 125 миллионов евро. Прибыль на одну акцию в прошлом году составила 1,05 евро; в 1999 году это было всего лишь 0,47 евро на акцию.

"Y": Вы могли бы в нескольких словах составить портрет российского пассажира компании "Финнэйр"?

К.С.: В нескольких словах это очень сложно. 50% пассажиров, которые вылетают из Москвы или Питера, купили свои билеты здесь, в России. Большое количество наших пассажиров – это люди, которые вообще в первый раз в жизни летят самолетом или первый раз летят международным рейсом. Другая часть наших пассажиров – это те, кто достаточно часто летает с нами. Это прежде всего бизнесмены, которые отметили высокий уровень нашего сервиса, а главное, что это те люди, которые непременно хотят попасть в пункт назначения вовремя – строго по расписанию. Растет количество наших постоянных пассажиров.

"Y": Какой вклад внесли в развитие российского бизнеса "Финнэйр" лично Вы?

К.С.: Культура авиабизнеса, да и вообще бизнеса в последнее время сильно изменилась. Если раньше было так, что директор или начальник делал бизнес, а сотрудники фирмы ему в этом помогали, то теперь всё по-другому. Бизнес делают люди – штат, а начальник им в этом помогает. Роль босса сводится к координации действий людей. Это как тренер, который наблюдает за тем, как работают люди, направляет и помогает, если это нужно. Это и есть та философия, которую я старался привить здесь в российском отделении "Финнэйр" за те шестнадцать месяцев, которые я нахожусь здесь. По-моему, многое уже изменилось, хотя, конечно, еще многое здесь, в России, нужно изменить. Наша цель – делать так, чтобы наши клиенты получали то, что они хотят, или даже, лучше сказать, то, что они заслуживают, если они выбрали именно нас.

"Y": Каков штат российского представительства "Финнэйр"?

К.С.: Общее количество сотрудников в Москве и Питере – 34 человека. Из них 9 – финны, а 25 – россияне.

"Y": На каких самолетах летает "Финнэйр"?

К.С.: Сейчас у нас идет обширная программа по обновлению парка самолетов. Мы меняем американские MD-80 на Аэробусы серии А-320. В Москву пока летаем на MD, но в ближайшем будущем они будут заменены другими типами самолетов. Трансконтинентальные рейсы мы осуществляем на самолетах MD-11.

"Y": Получается, что на линиях средней протяженности вы уходите от американских машин к европейским.

К.С.: Да, совершенно верно. На сегодня самолетный парк "Финнэйр" состоит из 58 самолетов: 4 MD-11, 5 B-757, 4 A-321, 1 A-320, 4 A-319, 21 MD-82, 10 DC-9 и 9 ATR-72.

"Y": Нравится Вам работать с россиянами?

К.С.: Очень.

"Y": Большое спасибо за интервью.

Выбор читателей