Скоро, скоро Первомай

На ручье Кукуй, где образовалась так называемая "немецкая слобода" иностранцы устраивали гулянья, встречая месяц май. Со временем праздник вошел в московский быт, гулянья в первый майский день стали традиционными

Скоро, скоро 1 мая! День весны и труда! Поскольку рюму ко рту поднести – это тоже труд, и на митинг сходить (ведь пойдет же кто-нибудь на митинг) – труд. Значит, будем трудиться. Ну а если серьезно, то этот праздник мне нравился, особенно в детстве, потому что родители, которых в приказном порядке (правда, за два отгула), сгоняли на демонстрацию трудящихся, обычно приносили мне оттуда маленькие красные флажки, искусственные гвоздики и воздушные шарики. И вообще в этот день царило всеобщее оживление, переходящее в безудержное веселие с выпивкой и песнями под гитару (и без оной). Впрочем, я вовсе не о том хотел рассказать... До сих пор праздник Первого мая у многих из нас, тех, кто родился еще при советской власти, имеет революционный, пролетарский оттенок. Официально Днем международной солидарности трудящихся праздник первомая стал в июле 1889 года. Учрежденный II Интернационалом в память о столкновении в мае 1886 года чикагских рабочих с полицией, праздник являлся как бы боевым смотром сил трудящихся всех стран.

Однако приход месяца мая люди начали праздновать еще в те времена, когда и никакого пролетариата не было. Народ просто встречал весну, радуясь пробуждению природы. Причем, Первомай отмечали практически во всех европейских странах, но по-своему.

Например, у германцев-язычников начало мая отмечалось с необузданным весельем, поскольку это был праздник свободного соединения любящих сердец. В этот день позволялось все. Христианство этот праздник отвергло, но он, как и многие языческие обряды, жил еще долго – с поклонением идолам, с жертвоприношениями. Христианские проповедники назвали первое мая "бесовским днем", для разгона участников "бесовских игрищ" направлялись даже вооруженные отряды.

Интересно вот еще что: по одной из легенд, крещеный люд обратился за помощью к Вальпургии, известной аббатисе монастыря близ Эйхштадта. В ночь с 30 апреля на 1 мая она особенно усердно молилась о спасении людей от языческих соблазнов. Поэтому, когда она была канонизирована (в 778 г.), день ее памяти стал отмечаться 1 мая. Увы, почему-то ночь накануне этого дня, когда ведьмы справляют свой шабаш на горе Броккен в Гарце, стали называть именно Вальпургиевой. Однако благочестивые германцы первые майские дни отмечали просто народными гуляниями, безо всякой бесовщины.

В старой Англии 1 мая исполнялись воинственные танцы, которые должны были напугать и отогнать холод и непогоду, люди кланялись плодовым деревьям, произносили заклинания, призывая хороший урожай.

В России же обычай праздновать начало мая появился в XVII веке, благодаря иностранцам, взятым в плен или приехавшим к нам на постоянно жительство. Отношение к иноверцам было настороженное, и царь Михаил Федорович даже на всякий случай поселил их за границей города на ручье Кукуй, где и образовалась так называемая "немецкая слобода". На Кукуе иностранцы устраивали гулянья, встречая месяц май. Со временем праздник вошел в московский быт, гулянья в первый майский день стали традиционными. Особенно многолюдно было в Сокольничей роще на Лосином острове.

Петр I в майский праздник устраивал воинские потехи с осадой и взятием крепостей и сам участвовал в них. Но особенно популярными первомайские гулянья стали при императрице Елизавете Петровне. В XVIII веке непременным атрибутом праздника в Сокольниках был большой шатер, именуемый "колоколом". Верх сооружения украшался флажками и елочкой, а внутри стояли бочонки и стойки с множеством питейных посудин – "плошек" и "крючков". Давались представления с дрессированным медведем и козой, потешали людей шарманщики и скоморохи...

При Екатерине II и Александре I майский праздник отмечался очень шумно, особенно в Сокольниках и в Марьиной роще. Как пишут историки: "Москвичи здесь собирались с самоварами, закусками, легкими напитками. Пили-ели, пели-танцевали..."

В общем, всем в этот день было очень весело. Однако в начале нынешнего века "маевки" стали прикрытием для нелегальных собраний революционеров. И с тех пор этот радостный и абсолютно аполитичный праздник был, увы, опошлен. Впрочем, надеюсь, что пройдет еще какое-то время и 1 мая опять станет только праздником весны безо всякого политического душка.

Правда, и за границей без митингов и демонстраций в этот день не обходится. Однако в некоторых странах Европы при этом еще не забыты и красивые старинные традиции. Так, например, в Италии накануне 1 мая молодой человек кладет зеленую ветвь у входа в дом любимой. Это является символической формой предложения. Если девушка согласна выйти за него замуж, она берет ветвь в дом. В противном случае – выбрасывает на дорогу.

Во Франции 1 мая – праздник ландыша. В этот день повсюду продают ландыши, дарят их друг другу, хранят их, так как считается, что цветок, полученный 1 мая, приносит счастье. В Нидерландах, начиная с 1 мая, целых две недели идет Фестиваль тюльпанов, а воскресенье между двумя неделями объявлено Луковичным воскресеньем.

В Швеции в ночь на 1 мая зажигаются на вершинах гор майские костры, а по улицам городов проходят шествия к этим кострам. Огромный костер пылает в Скансене – шведском этнографическом музее. Его пламя видно за много километров. По народным поверьям, в эту ночь ведьмы и демоны летят на свои сборища, а огни костров препятствуют им сделать остановки на горах и вредить людям.

Выбор читателей