Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
В данном случае теснейшим образом переплелись две хрестоматийные российские беды. Дороги, правда, видоизменились, потому что видов транспорта стало много. Электричество подать от электростанции к потребителю – тоже транспортные сети нужны. Суть, однако, осталась прежней: беда с этими дорогами. О дураках и говорить не хочется. Собственно, дураками-то, наверное, они никогда и не были в том плане, что со здравым смыслом у них всегда все было в порядке. Взять хотя бы Ивана или, еще нагляднее, Емелю: "Ступайте-ка, сани, ко мне во двор сами", а сам на печи, то есть лень и забота исключительно о собственном кармане. Глупость ли это? Нет, это – беда, и здесь, видимо, тоже мало что изменилось.
Естественную монополию не отменишь – это и дураку ясно. Поэтому строить параллельные железные дороги, трубы или ЛЭП никто не предлагает. Но реформировать что-то надо: и проблем накопилось невпроворот, и МВФ сколько лет на мозги капает, да и сами "естественные монополисты" собственные варианты предлагают. Этим-то чего спокойно не живется? Ответ на этот вопрос дает знакомство с их концепциями реформирования: они могут занимать не один том, но суть обычно сводится к обособлению структур, дающих прибыль, и "навешиванию" на государство всего затратного. Это якобы позволит повысить экономическую эффективность и привлечь в соответствующие отрасли необходимые средства. Средства, действительно, нужны как воздух. Добыча газа сокращается, а объемы экспортных контрактов увеличиваются, что уже в скором будущем угрожает дефицитом "голубого топлива" на внутреннем рынке. Только на поддержание работоспособности российских железных дорог, как подсчитали западные аудиторы, в ближайшие пять лет потребуется 760 млрд. рублей. Ситуация в электроэнергетике в комментариях не нуждается: в некоторых регионах дело дошло до предупредительного отключения яслей. Это уже совсем не смешно. Почему же тогда многолетние телодвижения вокруг реформирования естественных монополий так пока и не привели ни к каким реальным подвижкам?
С самими монополистами все более или менее ясно: их концепции, конечно, характеризуются глубоким знанием своей отрасли, пониманием путей решения проблем, но имеют один общий недостаток – все затраты на реформирование предполагается возложить на население, при том, что даже разговоры о прозрачности финансовых потоков ничего, кроме раздражения, у "естественных монополистов" не вызывают (этак и телекомпанию не купишь, и бюджет не облагодетельствуешь). Социальная цена таких реформ для властей неприемлема. Тогда отчего же не проводятся какие-то иные реформы?
Чтобы понять, в какой клубок сплелись различные политические и экономические интересы вокруг преобразования естественных монополий, достаточно вспомнить, что количество "сценариев" реструктуризации только РАО "ЕЭС России" уже достигло двенадцати штук. Из какого альтруизма серьезные люди будут тратить время и деньги на выработку альтернативных концепций, кроме как из заботы о собственных интересах? В случае с РАО "ЕЭС России" не помогло сдвинуть дело с мертвой точки даже прямое вмешательство президента, распорядившегося 15 декабря прошлого года создать специальную комиссию под руководством губернатора Томской области Виктора Кресса, в состав которой вошли представители энергетиков, акционеров и регионов. При понятной направленности векторов их интересов речь идет о классическом варианте с лебедем, раком и щукой. К 15 апреля президент ожидал от комиссии доклада, в котором были бы устранены противоречия между различными подходами к проведению реформ и определены их основные направления. Не дождался. Когда такой доклад будет готов, неизвестно, потому что к работе в последний момент активно подключилось и правительство: сначала Минэкономразвития заказало разработку соответствующей программы компании "Артур Андерсен", а затем выступило с собственной концепцией, во многом отмахнувшись от советов западных консультантов.
В отношении МПС дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. 12 апреля правительство одобрило программу структурных реформ железнодорожной отрасли страны. Эта программа, правда, предусматривает полуторалетний подготовительный этап, в ходе которого правительство и Дума должны подготовить и принять законодательные акты, касающиеся управления железнодорожной отраслью. При нынешних "ударных" темпах законотворческой работы Думы и при том, что именно в ней наиболее наглядно проявляется столкновение различных интересов, даже полутора лет может не хватить. Поживем – увидим.
Какие-то сдвиги наметились и по "Газпрому". 9 апреля на совещании с членами правительства президент распорядился создать рабочую группу в перспективе постепенной либерализации рынка акций ОАО с целью обеспечения "прозрачности и эффективности" работы концерна. "Газпром" – случай совсем уж особенный, и прогнозировать, во что выльется деятельность этой рабочей группы, весьма затруднительно.
Таким образом, подлинные реформы российских естественных монополий еще только вызревают в рамках сложной системы "администрация президента (Волошин, Илларионов) – правительство (Касьянов) с заинтересованными министерствами, то есть Минэкономразвития (Греф) и МАП (Южанов) – сами монополисты (Чубайс, Аксененко, Вяхирев) – акционеры (в том числе иностранные, причем достаточно влиятельные) – губернаторы (а имя им легион, и им есть что терять) – Дума (где представлены, видимо, все заинтересованные силы)". Включить в эту систему население почему-то рука не поднимается. За пятнадцать лет реформ население привыкло не ждать от них ничего хорошего, а в данном случае предугадать, в какую сторону двинется воз, несложно только по одному пункту: тарифы будут расти. В этом никто не сомневается. Возможно, они будут расти под контролем государства. Может быть даже, под присмотром Федеральной комиссии по регулированию естественных монополий, но направление движения понятно. Сомнения есть лишь в том, во что реально выльются эти реформы, когда они наконец-то начнутся. А этого не миновать. Бесконечно тянуть с преобразованиями не позволит ситуация в соответствующих отраслях. Дороги у нас оборачиваются все большей бедой, а улучшить ситуацию "по щучьему велению" не получается – уж больно "емель" много.
Судно моментально ушло под воду