Что естественно, то не смешно

Чтобы понять, в какой клубок сплелись интересы вокруг преобразования естественных монополий, достаточно вспомнить, что количество "сценариев" реструктуризации только РАО "ЕЭС России" уже достигло дюжины

Вообще-то, это говорят обычно несмышленым детишкам, когда те хихикают перед статуей Давида. Однако в нынешних российских условиях эта формула приобретает более широкий смысл. Взять хотя бы естественные монополии. Вот уж где действительно ничего смешного. Всякая монополия, как сказал один известный монополист по части политической власти, ведет к загниванию. Кому же хочется гнить? "Надо что-то думать, Глеб Егорыч!" Вот и думают уже который год. Рождаются концепции реформирования, работают комиссии, кипят страсти. Но монополии-то естественные! Против природы, против здравого смысла-то не попрешь!

В данном случае теснейшим образом переплелись две хрестоматийные российские беды. Дороги, правда, видоизменились, потому что видов транспорта стало много. Электричество подать от электростанции к потребителю – тоже транспортные сети нужны. Суть, однако, осталась прежней: беда с этими дорогами. О дураках и говорить не хочется. Собственно, дураками-то, наверное, они никогда и не были в том плане, что со здравым смыслом у них всегда все было в порядке. Взять хотя бы Ивана или, еще нагляднее, Емелю: "Ступайте-ка, сани, ко мне во двор сами", а сам на печи, то есть лень и забота исключительно о собственном кармане. Глупость ли это? Нет, это – беда, и здесь, видимо, тоже мало что изменилось.

Естественную монополию не отменишь – это и дураку ясно. Поэтому строить параллельные железные дороги, трубы или ЛЭП никто не предлагает. Но реформировать что-то надо: и проблем накопилось невпроворот, и МВФ сколько лет на мозги капает, да и сами "естественные монополисты" собственные варианты предлагают. Этим-то чего спокойно не живется? Ответ на этот вопрос дает знакомство с их концепциями реформирования: они могут занимать не один том, но суть обычно сводится к обособлению структур, дающих прибыль, и "навешиванию" на государство всего затратного. Это якобы позволит повысить экономическую эффективность и привлечь в соответствующие отрасли необходимые средства. Средства, действительно, нужны как воздух. Добыча газа сокращается, а объемы экспортных контрактов увеличиваются, что уже в скором будущем угрожает дефицитом "голубого топлива" на внутреннем рынке. Только на поддержание работоспособности российских железных дорог, как подсчитали западные аудиторы, в ближайшие пять лет потребуется 760 млрд. рублей. Ситуация в электроэнергетике в комментариях не нуждается: в некоторых регионах дело дошло до предупредительного отключения яслей. Это уже совсем не смешно. Почему же тогда многолетние телодвижения вокруг реформирования естественных монополий так пока и не привели ни к каким реальным подвижкам?

С самими монополистами все более или менее ясно: их концепции, конечно, характеризуются глубоким знанием своей отрасли, пониманием путей решения проблем, но имеют один общий недостаток – все затраты на реформирование предполагается возложить на население, при том, что даже разговоры о прозрачности финансовых потоков ничего, кроме раздражения, у "естественных монополистов" не вызывают (этак и телекомпанию не купишь, и бюджет не облагодетельствуешь). Социальная цена таких реформ для властей неприемлема. Тогда отчего же не проводятся какие-то иные реформы?

Чтобы понять, в какой клубок сплелись различные политические и экономические интересы вокруг преобразования естественных монополий, достаточно вспомнить, что количество "сценариев" реструктуризации только РАО "ЕЭС России" уже достигло двенадцати штук. Из какого альтруизма серьезные люди будут тратить время и деньги на выработку альтернативных концепций, кроме как из заботы о собственных интересах? В случае с РАО "ЕЭС России" не помогло сдвинуть дело с мертвой точки даже прямое вмешательство президента, распорядившегося 15 декабря прошлого года создать специальную комиссию под руководством губернатора Томской области Виктора Кресса, в состав которой вошли представители энергетиков, акционеров и регионов. При понятной направленности векторов их интересов речь идет о классическом варианте с лебедем, раком и щукой. К 15 апреля президент ожидал от комиссии доклада, в котором были бы устранены противоречия между различными подходами к проведению реформ и определены их основные направления. Не дождался. Когда такой доклад будет готов, неизвестно, потому что к работе в последний момент активно подключилось и правительство: сначала Минэкономразвития заказало разработку соответствующей программы компании "Артур Андерсен", а затем выступило с собственной концепцией, во многом отмахнувшись от советов западных консультантов.

В отношении МПС дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. 12 апреля правительство одобрило программу структурных реформ железнодорожной отрасли страны. Эта программа, правда, предусматривает полуторалетний подготовительный этап, в ходе которого правительство и Дума должны подготовить и принять законодательные акты, касающиеся управления железнодорожной отраслью. При нынешних "ударных" темпах законотворческой работы Думы и при том, что именно в ней наиболее наглядно проявляется столкновение различных интересов, даже полутора лет может не хватить. Поживем – увидим.

Какие-то сдвиги наметились и по "Газпрому". 9 апреля на совещании с членами правительства президент распорядился создать рабочую группу в перспективе постепенной либерализации рынка акций ОАО с целью обеспечения "прозрачности и эффективности" работы концерна. "Газпром" – случай совсем уж особенный, и прогнозировать, во что выльется деятельность этой рабочей группы, весьма затруднительно.

Таким образом, подлинные реформы российских естественных монополий еще только вызревают в рамках сложной системы "администрация президента (Волошин, Илларионов) – правительство (Касьянов) с заинтересованными министерствами, то есть Минэкономразвития (Греф) и МАП (Южанов) – сами монополисты (Чубайс, Аксененко, Вяхирев) – акционеры (в том числе иностранные, причем достаточно влиятельные) – губернаторы (а имя им легион, и им есть что терять) – Дума (где представлены, видимо, все заинтересованные силы)". Включить в эту систему население почему-то рука не поднимается. За пятнадцать лет реформ население привыкло не ждать от них ничего хорошего, а в данном случае предугадать, в какую сторону двинется воз, несложно только по одному пункту: тарифы будут расти. В этом никто не сомневается. Возможно, они будут расти под контролем государства. Может быть даже, под присмотром Федеральной комиссии по регулированию естественных монополий, но направление движения понятно. Сомнения есть лишь в том, во что реально выльются эти реформы, когда они наконец-то начнутся. А этого не миновать. Бесконечно тянуть с преобразованиями не позволит ситуация в соответствующих отраслях. Дороги у нас оборачиваются все большей бедой, а улучшить ситуацию "по щучьему велению" не получается – уж больно "емель" много.

Выбор читателей