Апрельский "Чайф"

Апрель был весьма урожайным месяцем для группы "Чайф": вышел новый альбом "Время не ждет", состоялся концерт в "Олимпийском", и увидела свет книга "Чайф Story"

Непрерывные весенние праздники помешали вовремя откликнуться на событие чрезвычайной важности. 28 апреля состоялся концерт группы "Чайф" в "Олимпийском". Пели в поддержку нового альбома "Время не ждет". Еще выпустили книжку "Чайф Story" и стали ее продавать. Но лучше обо всем по порядку.

Субботним апрельским вечером в Первопрестольной, как гласили афиши, пел еще и Крис Норман. И не где-нибудь, а в Кремле. Но событие это мало беспокоило собравшихся в "Олимпийском". Даже если бы по соседству музицировала не столь замшелая звезда, вряд ли бы публика пропустила долгожданный концерт уральской команды, которая уже давно стала до боли родной для суетливых москвичей.

Сказать, что концерт чем-то удивил, сложно. Профессионализм и опыт не дают халтурить, репутация и возраст – делать глупости и заводно чудить. Ровный, грамотно выстроенный концерт с хорошим звуком и оригинально сконструированной сценой в виде крестообразной площадки, которую плавно обтекал стоячий партер: впереди Шахрин, по бокам – Бегунов и Двинин, в глубине сцены на барабанах – Северин. Забота о зрителях: чтобы всем видно было, кто на чем играет и что поет.

Композиции из нового альбома перемешали со стопроцентными, проверенными хитами: "17 лет", "Не со мной", "Белая ворона", "Оранжевое настроение". Не обошлось, конечно же, без "Ой-йо" и "Не спеши ты нас хоронить", исполнение которой Владимир Шахрин предварил словами, что, мол, песня вовсе "не про телекомпании, а про каждого отдельного человека".

Песни из новоиспеченного "Время не ждет" не выбивались из общей стилистики чайфиного (чайфового?) творчества. Такая же грусть и в глазах и в текстах, щемящая музыка и тысячи горящих зажигалок в черной пучине "Олимпийского".

Бегунов, как всегда, валял дурку. Один за всех. Шутка про то, что "вертолеты – это души умерших танков", кочует из концерта в концерт. На новичков действует безотказно, давних фанатов начинает чуть-чуть раздражать. Репертуар заранее заготовленных анекдотов стоило бы, конечно, менять, хотя бы раз в три года.

Молодеет аудитория; музыканты покрываются благородными сединами, а на их концерты ходит новое поколение тинэйджеров от 12 и старше. Актуальны на все времена. А значит, будут жить и дальше в сердцах своих поклонников и на всевозможных аудионосителях. Долгие лета!

Честно говоря, из всей этой апрельской чайфомании особенно приглянулась книжица Леонида Порохни с интернациональным названием "Чайф Story". Автор родился в Свердловске, а следовательно, и отношение к уральскому року имеет самое непосредственное. Любовь к музыке пронеслась у него сквозь десятилетия – от мелкой спекуляции импортными грампластинками в глубокой юности до работы саунд-продюсером (а знали ли советские рокеры такое мудреное слово четверть века назад?) групп "Урфин Джюс", "Настя", "Ассоциация", "Наутилус Помпилиус", "Чайф" и других. Вовлеченность в музыкальную среду, наличие диктофона и высшего литературного образования позволили Леониду Порохне стать ведущим историографом "первой уральской волны", автором изрядного количества статей, а также первой половины книги "Наутилус Помпилиус. Введение в Наутилусоведение". На счету Порохни несколько пьес и киносценариев, среди которых "Патриотическая комедия" режиссера Владимира Хотиненко.

По словам Владимира Шахрина, "…книгу решили писать не мы. Сделать это решил сценарист и писатель Леонид Порохня. Это не первая его работа в жанре "рок-книги"... "Чайф Story" – не мемуары, мы просто сели, навспоминали, наговорили всякого, ответили на вопросы настолько, насколько посчитал нужным автор, архивы предоставили... Были такие моменты нашей биографии, которые мы уже и не помнили, – Леня нам напомнил. Были моменты, за которые сейчас стыдно, но мы все равно решили их не убирать – в пользу исторической правды".

Сколько в книге исторической правды, знают только непосредственные участники событий. Остальные могут лишь предполагать, что все было именно так, как описано. Впрочем, и без того сказано немало. Например, о том, что Владимиру Шахрину пришлось на своем веку быть народным депутатом, и он совмещал служение советскому народу с руководством официально запрещенной рок-группой. Не прошел автор и мимо первого провального выступления "Чайфов" или появления первой пластинки на "Мелодии", что, наоборот, приравнивалось к небывалому успеху. Жизнь между "выныриваниями" – когда необходимо напомнить о себе публике концертами, альбомами, чтобы не совсем забыли, – проистекала бурно: с уходами-приходами разных музыкантов раннего "Чайфа", с запойным пьянством некоторых из них. Есть и размышления о том, что "чужой успех вызывает классовую ненависть вплоть до смертоубийства".

"Что поделать, если за годы перемен все исконные вопросы русской интеллигенции сами собой отошли на задний план, а там и в небытие. Остался один: за какие деньги все мы готовы продаться? Это вопрос серьезный. Тут надо на калькуляторе считать". Слова автора, без кавычек. То ли "Чайфы" наговорили, то ли автор додумал.

"Чайф Story" – чтиво занимательное. Тут тебе не только группа "Чайф", а все свердловско-рокерское окружение в историческом разрезе. Четкое биографическое повествование с цитатами и любопытными фотографиями, которые чаще всего в журналы не попадают. Поклонники уже книжицу облюбовали: купить ее в Москве оказалось делом нелегким. Разбирают быстро, на радость продавцам и группе.

"Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?" Этот вопрос из песни "Чайфа" можно считать риторическим, то есть безответным. Такая шпана если и нарождается, то года через два куда-то исчезает, оставаясь группой одного хита и одного клипа. "Чайф" на сцене уже 16 лет, десять из них постоянно находятся на плаву. Плавно двигаются в анналы русского рока. Собственно, они уже давно там. И совершенно заслуженно.

Выбор читателей