Почем свет в конце тоннеля?

Сокращение задолженностей и увеличение прибыльности станут, по-видимому, краеугольными камнями политики РАО "ЕЭС России". К сожалению, какое здание будет построено на этих камнях, пока неизвестно

Прошедшее аккурат перед праздниками собрание акционеров РАО "ЕЭС России" поставило точку в затянувшейся интриге: Анатолий Чубайс остался на своем посту, а государство усилило свое влияние на энергетическую монополию.

Результат, надо признаться, не слишком удивительный. Ныне девиз "больше государства" становится все более популярным – и не только благодаря точке зрения "верхов". Простые капиталисты-акционеры гораздо охотнее отдают свои инвестиционные копейки под государственную "крышу", убедившись в том, что нелиберальные методы управления в экономике в России зачастую гораздо эффективнее продвигают либерализацию оной. О простых гражданах и говорить не приходится – самый ярый сторонник частной инициативы и рыночных методов готов писать челобитную президенту, когда в его квартире гаснет свет или отключается тепло. Наибольшее сопротивление оказывает, как правило, менеджмент, привыкший за последние десятилетия самостоятельно распоряжаться доверенной собственностью (совсем, кстати, не обязательно плохо или недобросовестно – просто по-своему), но и здесь постепенно нарастает понимание того, что новые правила игры уже установлены и основной заботой топ-менеджеров стало принятие этих правил с сохранением хорошей мины. Вот и Чубайс ее сохранил, заявив, что поправки в устав компании приняты акционерами РАО по его инициативе.

Поправки между тем предусматривают переизбрание главы холдинга простым большинством голосов (50% плюс 1 акция) вместо прежних 75%. Учитывая, что 51,6% голосов принадлежит государству, нетрудно понять, что данная поправка делает главу РАО полностью зависящим от президента и правительства. Впрочем, некоторые гарантии получает и Чубайс – во всяком случае, он может больше не опасаться смещения с должности разгневанными миноритарными акционерами, если проводимая им политика будет одобрена властью. Кстати, сохранение за Анатолием Борисовичем поста – лишнее подтверждение тому, что его фигура пока вполне устраивает государство, несмотря на все жаркие дискуссии и кризисные ситуации. Вторая поправка передает право решения о запуске финансируемых РАО проектов в руки Совета директоров, что, в свою очередь, на руку частным инвесторам. Таким образом, сложился некий баланс сил, в котором первая скрипка принадлежит уже не мененджменту РАО.

Гораздо интереснее интриги с переизбранием председателя правления итоги, с которыми РАО пришло к собранию, и сделанные на их основе выводы.

Чистая прибыль компании по российским стандартам за 2000 г. составила 8 млрд. руб. Консолидированная прибыль холдинга по отношению к 1999 г. возросла на 15 млрд. руб., или на 50%. Даже по международным стандартам компания сейчас прибыльна – за I полугодие 2000 г. группа впервые получила чистую прибыль по МСФО в размере 5 млрд. рублей. Рентабельность составила 3,7%. В 2000 г., впервые за последнее десятилетие, энергетикам удалось добиться не только стопроцентной оплаты их услуг со стороны потребителей, но снижения накопленной задолженности на 16 млрд. рублей. Самым зримым результатом позитивных сдвигов может служить увеличение на 60% по сравнению с предыдущим годом выплат дивидендов. Инвестиции в основной капитал выросли на 21% (34,8 млрд. рублей против 24,3 млрд. рублей в 1999 г.).

К сожалению, не все столь радужно. По словам главы администрации президента и председателя Совета директоров компании Александра Волошина, 19 организаций, входящих в холдинг, являются убыточными. Недоимка по платежам в федеральный бюджет предприятий РАО в 2000 г. увеличилась на 29%, в местные бюджеты – на 34%. Снизилась и чистая норма прибыли компании – на 1% по сравнению с предыдущим периодом, что говорит об увеличении в доходах доли выплаченной задолженности. С одной стороны, это неплохо, учитывая гигантские долги потребителей и хронические неплатежи, с другой – понятно, что компании необходимы усилия по увеличению прибыльности.

Сокращение задолженностей и увеличение прибыльности станут, по-видимому, краеугольными камнями политики холдинга. К сожалению, какое здание будет построено на этих камнях, пока неизвестно. Реформирование отрасли "по Чубайсу" не прошло, но и альтернативные проекты не сорвали аплодисментов: об этом свидетельствует неизбрание в Совет директоров основного чубайсовского оппонента – экономического советника президента Андрея Илларионова. Перспективы развития ограничиваются ближайшими конкретными шагами – но и о них заявляется так, что вопросов появляется больше, чем ответов.

Например, в перспективных планах развития отрасли записано "категорическое недопущение повторения региональных кризисов энергоснабжения в любой форме" – но тут же РАО пишет президенту письмо с просьбой разобраться в действиях Генпрокуратуры и правоохранительных органов, препятствующих отключению энергетиками неплательщиков. При этом не секрет, что значительная часть неплатежей вызвана неспособностью предприятий и региональных властей оплачивать счета энергохолдинга. В такой ситуации непонятно, как РАО собирается "и капитал приобрести, и невинность соблюсти" – то есть заставить потребителей платить без массовых отключений. Допущение, что оставшись без тепла и света, поднатужатся и заплатят, верно лишь для тех, кто по примеру автобусных "зайцев" уклоняется от оплаты пока возможно, но никак не для действительно неимущих. Хорошо, если предприятие не может быть рентабельным без "халявы", его можно обанкротить, – но что делать с депрессивными регионами? Далеко не каждый из них в состоянии встать на ноги собственными силами, да и подъем займет достаточно длительное время. О населении и говорить не приходится: как зависит кривая платежей от роста тарифов, знают не понаслышке те страны, где десять лет назад тарифы на свет, газ и тепло были "доведены до уровня рентабельности" одним махом.

Окончание следует

Выбор читателей