Наемные... наркоманы

Информация о задержании подозреваемых в причастности к заказному убийству двух екатеринбургских преступных авторитетов может стать прелюдией к расследованию сразу нескольких терактов, направленных против уральских бизнесменов

Информация о задержании подозреваемых в причастности к заказному убийству двух екатеринбургских преступных авторитетов может стать прелюдией к расследованию сразу нескольких терактов, направленных против уральских бизнесменов. Правда, и сами жертвы покушений были, как говорится, "не без греха": помимо бизнеса, они занимались и другими, гораздо менее почитаемыми делами. Во всяком случае, правоохранительным органам они известны как участники одной из криминальных группировок.

В начале недели сотрудники Московского уголовного розыска задержали на Бойцовой улице двух мужчин – 33-летнего Алексея Пряничникова и 36-летнего Василия Чанцева. При обыске у них было изъято 2 килограмма маковой соломки – факт достаточно любопытный сам по себе, ведь вроде бы не принято наркоту в таком объеме по столице перемещать. Но самое интересное, что в поле зрения МУРовцев Пряничников и Чанцев, активные участники "свердловской" ОПГ, попали в ходе расследования заказного убийства полугодовой давности.

...Около восьми часов вечера 23 ноября прошлого года жительница дома №4, корпус 3, по улице Василисы Кожиной услышала во дворе непонятный шум. Выглянув в окно, она увидела страшную картину: во дворе неизвестный в кожаной куртке и вязаной шапочке хладнокровно расстреливал из пистолета двух мужчин. Прибывшим по вызову бдительной гражданки милиционерам осталось лишь собрать немногочисленные гильзы да опросить свидетелей произошедшего. Пострадавшие к тому моменту были мертвы: убийца, явный профессионал, стрелял в сердце и в голову.

Всего было сделано шесть выстрелов. По гильзам специалисты установили, что орудием убийства стал пистолет "Парабеллум". Кстати, преступник, сделав свое дело, вопреки обычаям, почему-то не избавился сразу от этой самой главной улики. Что, по мнению оперативников, бывает крайне редко.

По горячим следам киллера взять не удалось, зато основные версии расследования появилось у сыщиков, когда они подняли биографии пострадавших: 26-летний Петр Ткачев и 29-летний Владимир Графов, приехавшие в Москву из Екатеринбурга, проходили по спецучетам как члены одной из уральских оргпреступных группировок – "центральной". Кроме того, у обоих в прошлом возникали проблемы с милицией.

В мае 1999 года на Петра Ткачева было заведено уголовное дело по факту незаконного ношения огнестрельного оружия, но осудить его не удалось: сначала Ткачева отпустили под подписку о невыезде, а затем дело было закрыто за недостаточностью доказательств. Владимиру Графову тоже пришлось общаться со следователями, правда в качестве свидетеля: четыре года назад в Москве был застрелен его брат. Кстати, обстоятельства убийств обоих братьев оказались похожи. Оперативникам стало понятно, что корни этой "заказухи" следует искать на исторической родине жертв – в Екатеринбурге, и наиболее вероятная причина убийства двух приезжих из Екатеринбурга – передел сфер криминального влияния на Урале.

Но двойное убийство в Западном округе столицы оказалось лишь первым в серии терактов, направленных против известных на Урале бизнесменов. Ранним утром 30 ноября в Екатеринбурге у подъезда собственного дома был убит предприниматель Роман Долгов. Преступник ударил Долгова ножом, а затем выстрелил в грудь жертвы из пистолета. В тот же день рядом с "Мерседесом" бизнесмена Виталия Парфенова взорвался брошенный автомобиль "Жигули". Парфенов, его жена и охранник в тяжелом состоянии были доставлены в больницу.

Связь между этими преступлениями для правоохранительных органов была очевидна: представитель президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев заявил, что все они вызваны корыстными мотивами и связаны с обострением межклановых противоречий в криминальной среде.

Кроме того, жертвы терактов поддерживали между собой тесные деловые отношения. Погибший Руслан Долгов работал под началом Виталия Парфенова, более того – Долгов и Парфенов являлись соучредителями нового казино, которое должно было открыться в помещении ресторана "Красная крепость". Руслан Долгов входил в окружение некоего Игоря Зимина, которого считали последним "каталой", т.е. карточным шулером Екатеринбурга. Зимин и Долгов даже проходили по одному уголовному делу. В последние годы своей жизни Зимин пользовался покровительством преступного уралмашевского сообщества.

По некоторым данным, игорный бизнес Екатеринбурга контролирует другая – "центральная" преступная группировка. Кстати, незадолго до ноябрьских убийств и покушений в Екатеринбург после многолетнего отсутствия вернулся один из лидеров этой группировки – Эдуард Казарян. В середине 90-х, после убийства криминального авторитета Олега Вагина, Казарян был объявлен в международный розыск. В Венгрии его арестовали сотрудники Интерпола, затем Казарян был этапирован в Екатеринбург, где его вскоре выпустили и дали возможность вновь уехать за границу.

Что касается связи между убийством в Москве на улице Василисы Кожиной и екатеринбургскими событиями, то она тоже прослеживается. Существует информация, что у Ткачева и Графова с Виталием Парфеновым были не только деловые контакты, но и общий бизнес. Кроме того, у сыщиков даже имелась версия, что все теракты в Москве и Екатеринбурге организованы одним человеком.

Вполне возможно, что показания Пряничникова и Чанцева, задержанных на этой неделе, помогут следствию взглянуть на события полугодовой давности под иным углом. Хотя не исключено, что активные участники "свердловской" ОПГ будут придерживаться версии, будто они всего лишь "банальные наркоманы". Так что продолжение следует...

Выбор читателей