"Тигровые Лилии": игра в декаданс

Их музыка и тексты – это всегда одна из крайностей. Либо это бесшабашное, почти карнавальное веселье, либо пронзительно-грустные городские романсы

Время образования трио The Tiger Lillies приходится на конец восьмидесятых. В Британии, и в частности в Лондоне, в те годы еще очень весомо было влияние пост-панка и "новой волны" (вспомните бум на Depeche Mode и Duran Duran). "Тигровые Лилии", тем не менее, с момента образования играли совершенно иную музыку; если их и называли пост-панком, то только за острые тексты или просто следуя моде. С музыкальной точки зрения композиции The Tiger Lillies представляют собой уникальную и неподражаемую смесь манеры исполнения певца из второразрядного кабаре с профессиональным оперным вокалом; вдобавок к этому – многочисленные кусочки музыкальной и шумовой мозаики, словно бы подслушанные на улочках Лондона, Парижа, Вены... К "Лилиям" пытались приклеить ярлык "кабаре-рок" или "уличная опера", но им становится тесно в этих придуманных рамках. При развитом воображении можно заметить некоторое сходство с The Pogues и Томом Вейтсом, но – лишь некоторое... Вся мировая музыка – от цыганских баллад, немецкого кабаре, французского шансона до грязных тюремных блюзов и песен безвестных уличных музыкантов – разрушается и заново создается музыкантами этой необычной группы.

Те, кто слышал их пластинки, обращали внимание, что во многих вещах певцу аккомпанирует целый оркестр; в то же время на обложке обозначены только три музыканта (Martyn Jacques, Adrian Stout и Adrian Huge). Все правильно: в студии музыканты не отказывают себе ни в чем, используя в наложениях самые разные инструменты – акустические гитары, духовые, клавишные и скрипки. Шумовое оформление песен тоже выдумывается в процессе работы – чем непривычнее, тем лучше. На "живых" выступлениях, напротив, используется минималистский набор инструментов: Мартин Жак поет в своей оригинальной манере, подыгрывая себе на аккордеоне; Эдриан Стаут играет на контрабасе; за Эдрианом Хьюджем остаются ударные и перкуссия. Несмотря на кажущийся аскетичным инструментарий, три человека ухитряются создать на своих концертах неповторимую эклектическую и эксцентрическую музыку необычайной мелодичности, красоты и эмоциональной силы.

Как и подобает настоящим художникам, музыканты The Tiger Lillies в своих выступлениях работают с полной самоотдачей, не признавая никаких границ для творчества. Их музыка и тексты – всегда одна из крайностей. Либо это бесшабашное, почти карнавальное веселье, либо пронзительно-грустные городские романсы. Однако что действительно отличает тексты Tiger Lillies от текстов других групп, так это эпатажность. Их песни шокируют своей откровенностью; они поют о проститутках и сутенерах, немощных стариках и инвалидах, о трансвеститах, наркоманах и прочих неудачниках и о том, как легко и весело убивать. Но такой подбор тем не должен смущать слушателя: как всякая настоящая постмодернистская группа, "Тигровые Лилии" относятся ко всему с огромным чувством юмора. Находящееся на грани между шуткой, эпатажем и плохим вкусом творчество группы, их богохульство и извращенчество нельзя воспринимать серьезно – тем более что их самые шокирующие песни, как правило, и самые веселые.

Другой особенностью творчества "Лилий" является театральность. В их музыке заметно влияние таких музыкальных и театральных деятелей, как Бертольд Брехт, Курт Вайль, Жак Брель, Эдит Пиаф и Луи Армстронг. Их шоу – это всегда неожиданно веселое представление. По сцене бегают заводные овцы, контрабасист снимает штаны и отплясывает в трусах, барабанщик разносит барабанную установку огромным пластмассовым молотком-гармошкой, а вокалист закатывает глаза, поет, орет, смеется, кривляется и гримасничает. Tiger Lillies – действительно театральная группа. На их счету – The Tiger Lillies Variete ("Варьете Тигровых Лилий"), масштабное цирковое шоу с клоунами, силачами, фокусниками, жонглерами, танцорами-стриптизерами и акробатами, летающими в воздухе. Другой известный проект с их участием – мюзикл Shockheaded Peter: The Junk Opera ("Питер с головой после электрического шока: Мусорная опера") – осовремененная инсценировка кровавых сказок детского психиатра Генриха Гофмана, написанных 150 лет назад. Это театральное действо, созданное The Tiger Lillies в сотрудничестве с авангардным лондонским Improbable Theatre и известной промоутерской группой Cultural Industry, представляет собой завораживающую смесь викторианской мелодрамы, кукольного театра, театра масок и готических историй ужасов: нечто пугающее и мрачное, но одновременно очень красивое.

The Tiger Lillies, давно уже выросшие из любимцев лондонской богемы в легенду мирового культурного андерграунда, попросту игнорируют глобальный коммерческий успех. Их диски выпускаются только на собственном лейбле Misery Guts Music, и их очень сложно найти. В репертуаре трио больше 200 песен, и постоянно пишутся новые. В их дискографии 10 альбомов, но клипы не крутят по MTV, а музыкантов не приглашают на ток-шоу. Зато о них восхищенно пишет пресса многих стран, а "проникшиеся" фанаты осаждают большие кинотеатры и маленькие клубы, просторные церкви и другие места, где им случается выступать. Почти каждый вечер они играют в каком-нибудь зале в какой-нибудь стране мира – Англии, Канаде, Америке, Австралии, Чехии, Китае, России...

В апреле прошлого года посетители московских клубов уже имели возможность познакомиться с музыкой этого необычного коллектива. В середине мая 2001 года эта возможность им представится снова: 16, 18, 20 мая - клуб "Проект ОГИ" (Москва, Потаповский переулок, 8/12, стр. 2, тел. (095) 927-5776, 229-5489). Начало в 22:00. 17 мая - ЦВЦ Манеж (Санкт-Петербург, Исакиевская пл., дом 1, тел (812) 589-5847). Начало в 20:00. 19 мая - клуб "Свалка" (Москва, Профсоюзная ул., 27/1, тел. (095) 120-5144, 128-7823). Начало в 23:59.

Кроме того, "Лилии" дадут один концерт в Питере 16 Мая в Манеже (С-Пб, Исаакиевская пл., дом 1, тел (812) 589-5847). Начало в 20:00.

Выбор читателей