Одаренные двоечники

У родителей школьников средних классов, наделенных музыкальными, спортивными, танцевальными талантами, существуют две химеры: химера образования и химера карьеры

Жила-была на свете девочка, которая очень любила танцевать. Вот так она и танцевала, пока не пришла пора поступать в первый класс. И тут, как это часто бывает, выяснилось, что замечательных музыкальных и танцевальных данных для учебы в общеобразовательной школе явно недостаточно. Учиться нашей девочке было трудно – а заботливые родители определили ее не в простой первый класс, а в гимназический, – и она с грехом пополам перебивалась с тройки на четверку. Девочка, назовем ее Тата, очень переживала, что учится хуже всех в классе, и даже успехи в танцах и в музыкальной школе не скрашивали ей горечь поражения. Через три года мучений мама забрала Тату из простой школы и отдала в одну из частных, где общее образование совмещалось с хореографическими занятиями. Точнее, так: где усиленные занятия хореографией, танцами и музыкой совмещались с учебой по общеобразовательным предметам. Тата просто расцвела: она стала круглой отличницей в науках, а в танце она и так была лучше всех.

Но прошел год, и мама Таты задумалась: а так ли уж правильно она поступила. Дочка, конечно, стала хорошо учиться, но за счет чего? Прекрасно осознавая достоинства и недостатки своего ребенка, мама не могла поверить, что, приходя на уроки в три часа дня после изрядной физической нагрузки (все утро в школе отдавалось профильным предметам, т.е. танцам, хореографии, гимнастике и пр.), девятилетняя девочка с лету схватывает объяснения учителей и даже умудряется самостоятельно решать контрольные работы в отведенное для этого время, притом, что в предыдущей школе Тате едва удавалось за сорок минут справиться чуть больше чем с половиной задания. И тут вот мама встала перед серьезной проблемой: оставить дочку доучиваться танцам или же перевести ее в общеобразовательную школу, пусть не с такими высокими требованиями, как в первой, но и не с такими низкими, как во второй, а танцами заниматься в свободное время. С одной стороны, маме не хотелось, чтоб дочь оставалась необразованной, а с другой – она боялась причинить ребенку психическую травму: "Здесь ее уважают, здесь она лучше всех, и ей это нравится, здесь ей дают возможность выступать на настоящей сцене. А вот что будет в новой школе, где она непременно начнет отставать в учебе?".

Пока мама Таты выбирает из двух зол, попробуем и мы рассмотреть эту ситуацию, тем более что проблема специализированной танцевальной, музыкальной, спортивной школы стоит перед многими семьями.

Итак, при существующей ныне популярной системе профильного образования еще на школьной скамье специализацию с раннего возраста можно приветствовать. Школы "с уклонами" держатся за талантливых учеников, которым, по идее, полученные профессиональные навыки заменят ниже среднего образование. Работая по принципу "Зачем музыканту химия", школы избавляют своих учеников от излишней нагрузки, давая им возможность сосредоточиться на главном – на карьере.

Но фактор неожиданности при такой системе совершенно не учитывается. Что за неожиданности? Любые: музыкант заработал сложный перелом кисти; спортсмен получил тяжелую травму, несовместимую с дальнейшими усиленными нагрузками; балерина превысила принятые стандарты роста и веса (а с девочками в период полового созревания такое случается). В результате все они встречаются в средней общеобразовательной школе, где уровень их знаний ужасает даже троечников-одноклассников. К одной психической травме – прекращению карьеры – добавляется другая: лучшие становятся худшими.

Как такое возможно? Ведь существуют базовые программы и нормативы, призванные держать нижнюю планку образования на определенном уровне. Все специализированные школы, в том числе и частные, контролируются управлениями образования. Ученики всех этих школ обязаны писать контрольные работы, районные и городские. Неужели при проверке таких работ не выявляется реальный уровень знаний школьников? Вот что говорит Лариса Леонидовна Портянская, заместитель начальника Управления образования Северного округа Москвы: "Уровень обученности учащихся в профильных школах всегда выше, чем в обыкновенных, потому что там учатся отобранные дети". На замечание корреспондента "Yтра" о том, что в балетные и спортивные школы отбирают отнюдь не по уровню знаний, Лариса Леонидовна вновь повторила, что дети отобранные, у них выше уровень обучаемости.

"Чушь! – бурно отреагировала на это высказывание Наталья Александровна Дивина, учительница школы 303, мама двух школьников. – Любая специализированная школа не дает хороших знаний по непрофильным общеобразовательным предметам, и это никак не зависит от обучаемости детей". Такую позицию подтверждает и слышанная в приватном разговоре жалоба директора спортивной школы: "В нашей школе за учебный год дети учатся в среднем два месяца. Все остальное время отнимают тренировки, сборы, соревнования".

В то же время есть в таких специализированных школах, тем более в частных, большой, по мнению родителей учеников, плюс: сознавая свою "неглавность" и сильную загруженность учеников, учителя общеобразовательных предметов задают (если вообще задают) минимум домашней работы. На фоне непрекращающихся и вполне обоснованных сетований на изобилие домашних заданий в обычных школах такое звучит куда как привлекательно. Действительно, по некоторым данным, ученик 5-6 класса тратит на выполнение домашних работ до 6 часов (это после всех уроков, занятий в кружках и секциях), причем большая часть этого времени уходит на задания по предметам, о существовании которых, возможно, вчерашний школьник забудет на всю жизнь. Но учитель средней школы видит свою задачу в том, чтобы НАУЧИТЬ ребенка, а достижение таковой цели невозможно без самостоятельной работы ученика, сиречь без домашних заданий. И ради чего такие страдания?

В общем, похоже, у родителей школьников средних классов, наделенных музыкальными, спортивными, танцевальными талантами, существуют две химеры: химера образования и химера карьеры. Склоняешься к первой – и твой ребенок получает солидный багаж знаний, иногда ненужных, подорванное здоровье и туманные, хотя и довольно широкие карьерные перспективы. Склоняешься ко второй – и результатом является ранняя узкая профессиональная специализация и даже работа, довольно ясные карьерные планы на ближайший десяток-два лет (если травмы не помешают) и уровень знаний, абсолютно недостаточный для продолжения образования. Многим при таком раскладе действительно очень трудно принять верное решение: страшно, что ребенок останется необразованным у разбитого корыта, однако закапывать его талант в землю тоже не хочется.

И здесь, видимо, искать верный для себя и своего чада выход следует лишь одним способом: вместе с ребенком проанализировать его стремления и желания, все плюсы и минусы разных вариантов, "запасные пути", куда можно отойти при неудаче (возможность "подстелить соломки", проще говоря). Чтобы выбор был полностью осознан.

В конце концов, гениальной балерине, живущей лишь музыкой и танцем, и в самом деле вряд ли пригодятся школьные знания по физике.

Выбор читателей