Место службы – Косово. Часть 2

У российских военных и сотрудников МВД, направленных руководством страны в Косово для участия в миротворческой миссии, задачи очень ясные и конкретные – обеспечить мир и правопорядок

Человеку несведущему командировка в Югославию может показаться чем-то вроде приятной турпоездки, за которую к тому же неплохо заплатят. Однако работа по охране правопорядка везде и всегда считалась не из легких, будь то Москва, Нью-Йорк или Жмеринка. А в условиях жесточайшего межэтнического конфликта, продолжающегося уже многие годы, полицейская служба сопряжена с особыми сложностями. Ситуация может взорваться (причем взорваться в прямом смысле) от одного неверно сказанного слова, необдуманного жеста, от малейшего проявления слабости или нерешительности. Многие российские милиционеры очень хорошо знают, что такое "горячие точки". В Косово, несмотря на присутствие там международных миротворческих сил, сохраняется "повышенная температура". Чтобы понять специфику оперативной обстановки, в которой приходится выполнять свои обязанности российским миротворцам, необходимо иметь хотя бы общее представление о развитии косовского кризиса. Итак, немного истории.

Союзная республика Югославия (СРЮ) – государство на юго-востоке Европы, в центральной части Балканского полуострова – объединяет две республики: Сербию и Черногорию. В состав Сербии входят автономный край Косово и Метохия.

С 1389 года Сербия находилась под властью Турции. Полной независимости после почти 500-летнего подчинения Османской империи она добилась лишь в 1878 году. Черногория, хотя и считалась с 1389 года независимым королевством, международное признание получила также в 1878 году. В 1918 году обе эти страны вошли в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия). После окончания Второй мировой войны в 1945 году была образована Федеративная Народная Республика Югославия (с 1963 года – Социалистическая Федеративная Республика Югославия). В 1991-1992 годах в связи с обострением межнациональных противоречий СФРЮ распалась. Из ее состава вышли Словения, Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина. СРЮ была провозглашена 27 апреля 1992 года.

Население Югославии исповедует различные религии. Большинство верующих (80%) – православные христиане. Значительная часть православных святынь находится на территории края Косово. Это почти 200 церквей и монастырей. Самые почитаемые из них – церковь богородицы Левишской в Призрене, церковь Святых Архангелов неподалеку от Приштины, монастыри Высокие Дечаны, Грачаницы, Баньска. В городе Печ размещается комплекс Сербской патриархии, состоящий из нескольких церквей, возведенных в 13 и 14 веках.

Особое место среди святынь сербского народа принадлежит Косову полю (полю дроздов, "кос" – по-сербски "дрозд"). Именно здесь в 1389 году произошло историческое сражение сербов с турками. Сербы не смогли тогда победить, хоть и бились до последнего.

Второй по численности группой верующих в Югославии являются мусульмане, проживающие в основном в Косово и Метохии, а также в Санджаке. Мусульман в Югославии насчитывается более полутора миллионов, в большинстве своем это этнические албанцы (численность всего населения СРЮ – 10,4 млн. человек). Центрами югославского мусульманства считаются Белград, столица края Косово – Приштина и город Нови-Пазар в Санджаке. Санджак (в переводе с Турецкого "область") – название региона, населенного преимущественно мусульманами, который входит в состав Сербии и частично Черногории. На западе Санджак граничит с Боснией, а на востоке – с Косово. Тем самым образуется так называемый "зеленый пояс", соединяющий мусульман Боснии, Югославии и Албании.

Суть пресловутой "косовской проблемы" состоит в столкновении интересов большинства населяющих край албанцев и интересов республики Сербия и Югославии в целом. Косовские албанцы стремятся отделиться от Югославии, создать на Балканах свое национальное государство, объединившись с Албанией. Югославские власти, сербское население, напротив, хотят сохранить целостность своей территории. Косово и Метохия вошли в состав сербского государства в 12 веке, и традиционно здесь проживали исключительно сербы. Эти земли считаются колыбелью сербской государственности.

Попытки отторгнуть эту территорию у Сербии предпринимались неоднократно. Во время Второй мировой войны в результате расчленения Югославии значительная часть Косова отошла к так называемой Великой Албании, которую фактически создали итальянские фашисты. Тогдашнее профашистское албанское руководство во главе с Мустафой Кроем подвергало сербское население Косова жестоким репрессиям.

После войны Косово вновь вошло в состав Сербии, но сепаратистские настроения здесь по-прежнему оставались сильными. На протяжении десятков лет автономия края неуклонно возрастала. Вместе с тем Косово неизменно считалось самым слаборазвитым регионом Югославии. Уровень безработицы, например, здесь был в среднем на 30% выше, чем по стране в целом. 800 тысяч человек не могли найти себе работу. Зато по темпам естественного прироста населения Косово стабильно занимало первое место не только в Югославии, но и в Европе.

На почве албанского сепаратизма волнения в Косово вспыхивали регулярно. Массовые беспорядки имели место в 1968 году, а в 1981 в крае вспыхнуло настоящее албанское восстание. В 1989 году автономные полномочия Косова были значительно урезаны руководством Югославии. Это вызвало бурю негодования у албанских сепаратистов. Распад Югославии в начале 90-х годов, ее ослабление в результате целого ряда конфликтов резко стимулировали сепаратизм в Косово.

Экстремистским крылом сепаратистов была создана "освободительная армия Косова" (ОАК) – фактически довольно многочисленная террористическая организация. Имея серьезную поддержку извне, боевики ОАК развязали в крае настоящую войну, всячески запугивали местное население, убивали и выселяли сербов, доставалось от них и мирно настроенным албанцам. Бесчинства ОАК повлекли активизацию действий югославской полиции. Начались ожесточенные вооруженные столкновения между полицейским спецназом и боевиками ОАК, что привело к увеличению жертв с обеих сторон и вызвало еще большее обострение ситуации в крае. Дальнейшее развитие событий известно.

Наверное, нет смысла вдаваться в хитросплетения политических интриг вокруг Косово. Достаточно отметить, что у российских военных и сотрудников МВД, направленных руководством страны в Косово для участия в миротворческой миссии, задачи очень ясные и конкретные – обеспечить мир и правопорядок. А в какой обстановке эти задачи приходится решать, можно судить по недавнему сообщению о гибели в Косово российского десантника из миротворческого контингента от пули албанского снайпера – боевика ОАК.

От первого лица
Сотрудник МВД России, участник миротворческой операции в Косово:

По прибытии в Косово мы проходили недельный курс обучения. Уясняли свои права и обязанности в качестве миротворцев. Изучали правила применения оружия, спецсредств и физической силы в соответствии с нормативными документами ООН. Кстати сказать, в Косово шеф центра подготовки – наш, россиянин, очень толковый мужик.

После обучения – распределение уже по подразделениям. Сотрудники МВД России направляются лишь в те зоны края, где размещены наши десантники. Все вновь прибывшие, а прибывают сюда полицейские из 52-х стран, начинают свою службу с патруля. Наверное, это правильно. Ведь нужно время, чтобы освоиться, вникнуть в местную специфику. Причем по ооновским правилам представители одной страны не должны работать вместе. Экипажи формируют по сугубо интернациональному признаку. Работа по 8 часов, как водится – утро, вечер, ночь. Патрульная машина – ничего себе, ниссан красно-белой раскраски (такая расцветка означает принадлежность к полицейским силам ООН). На местном слэнге такие машины именуются "кока-кола". После нескольких месяцев патруля, как правило, следует назначение на более ответственную должность. Но это, опять-таки, как себя покажешь. Наши ребята обычно растут быстро.

Вообще здесь уважают полицейских из России. Уважают за высокий профессионализм и надежность. Не было случая, чтобы, например, услышав по рации сигнал "прошу оказать помощь", россиянин не пришел на выручку коллеге. Особенно большое впечатление на народ произвели несколько наших парней из ОМОНа и СОБРа. Они показали настоящий класс полицейской работы. Тут было впору конкурс объявлять – столько оказалось желающих попасть к ним в напарники.

Ну, что еще сказать? Сербы нам симпатизируют, доверяют. Что касается албанцев, то с их стороны особой симпатии я, мягко говоря, не заметил. А вот насчет какой-нибудь гадости здесь у них не заржавеет, особенно исподтишка. Так что постоянно надо держать ухо востро.

Что касается общей оценки наших сотрудников, представителей МВД России я имею в виду, то полицейский комиссар миссии постоянно настаивает на расширении квоты российских милиционеров. Очевидно, он бы не стал просить, чтобы ему прислали побольше плохих работников.

Профессионализм в международном масштабе

Участие сотрудников МВД России в операциях ООН по поддержанию мира, работа в многонациональных полицейских силах – это, кроме всего прочего, освоение опыта зарубежных коллег, серьезная профессиональная учеба, благодаря которой уровень "полицейской квалификации" миротворцев значительно возрастает. На современном этапе борьбы с преступностью (особенно с преступностью организованной), когда особую актуальность приобретает эффективное сотрудничество правоохранительных ведомств разных стран, специалисты с международным опытом полицейской работы становятся все нужнее и нужнее. В МВД России это прекрасно понимают.

Кстати говоря, уже упоминавшийся отдел полковника Шушкевича устанавливает и развивает деловые связи с зарубежными коллегами именно в плане профессионального обучения. Этот процесс имеет двустороннюю направленность. В Россию приезжают на учебу иностранцы. Сотрудники же МВД отправляются за рубеж постигать различные полицейские премудрости.

Полковник Шушкевич: С начала 90-х годов международные контакты российского МВД вышли на новый качественный уровень. Тогда мы по-настоящему открыли для себя новых партнеров – правоохранительные органы Германии, Великобритании, США, ряда других стран, с которыми прежде, фактически, не сотрудничали. То же самое можно сказать и про полицейские ведомства этих стран: у них появился серьезный и опытный деловой партнер – МВД России. О конкретных совместных проектах можно рассказывать очень долго. Тем более что их количество увеличивается год от года. Удивляться здесь нечему, это действительно веяние времени. А серьезное деловое сотрудничество приносит ощутимую пользу всем участвующим сторонам.

В частности, когда в России остро встала проблема борьбы с криминальными взрывами, нашим специалистам очень помогли стажировки в США, где в соответствующих подразделениях уже был накоплен значительный опыт борьбы с данными преступными проявлениями, отработана методика подготовки сотрудников.

При организации УСБ МВД РФ (управления собственной безопасности) также учитывался американский опыт создания и функционирования подобных структур. Ряд ответственных сотрудников УСБ специально направлялись в заокеанские командировки, изучать наработки коллег из США. Разумеется, речь не идет о слепом копировании. Какие-то моменты нам подошли, какие-то нет. Но изобретать велосипед, имея возможность получить необходимую информацию, было бы просто глупо.

Если говорить о международном сотрудничестве на уровне учебных заведений, то могу привести такой пример. С 1992 года мы весьма плодотворно работаем с учебным центром Лондонской столичной полиции – Хэмменским колледжем. Ежегодно туда отправляются на стажировку 18 курсантов и 2 преподавателя из учебных заведений МВД России. В колледже проводятся совместные занятия для российских и британских курсантов. Гости из России изучают организацию работы лондонских полицейских участков, принимают участие в патрулировании, знакомятся с нормативной базой полицейской деятельности. Стажировка продолжается 5 недель.

В Россию полицейские из многих стран (в том числе американцы, немцы и англичане) приезжают перенимать опыт, например, проведения антитеррористических операций, операций по освобождению заложников. У спецподразделений МВД России накоплен значительный опыт в этой области, зачастую профессиональный уровень бойцов наших СОБРов на порядок выше, чем у членов зарубежных групп антитеррора. Это признают те же американцы, которые с большим уважением относятся к спецназу МВД. Большой международный авторитет имеют учебные центры МВД России по подготовке кинологов. Постоянно поступают заявки из силовых ведомств разных стран о направлении сотрудников на учебу, к примеру, в Ростовский центр кинологической службы. Там прекрасно отработана методика обучения служебных собак по нескольким специализациям: ищейки обще-розыскного профиля, поиск наркотиков, поиск взрывчатки и оружия, поиск трупов. Так вот, учиться в Ростов приезжают даже полицейские кинологи из Германии – страны, где служебная кинология всегда считалась чуть ли не самой лучшей в мире.

Еще одно направление в работе отдела – организация семинаров, которые проводят в России зарубежные специалисты. Мы стараемся, чтобы от такой формы обучения также была реальная отдача. Тематика таких семинаров самая разнообразная, однако темы утверждаются руководством МВД. Как правило, это наиболее актуальные проблемы борьбы с преступностью, для решения которых требуются совместные усилия многих государств: борьба с наркобизнесом, борьба с международным терроризмом, борьба с отмыванием денег, борьба с преступлениями в области высоких технологий и т.п. Например, в прошлом году у нас было проведено 40 таких семинаров. На них прошли обучение 2500 сотрудников. Хочу отметить, что мы отслеживаем уровень специалистов, проводящих занятия. Были случаи, когда мы приходили к выводу, что проведение тех или иных семинаров нецелесообразно, так как в России имеются свои, более компетентные специалисты, которые в состоянии осветить определенные проблемы гораздо полнее.

Особая статья – сотрудничество с правоохранительными органами стран СНГ и Балтии. Достаточно сказать, что на последней совместной коллегии МВД России и МВД Белоруссии (проходила в апреле этого года) один из обсуждаемых вопросов как раз и был – укрепление и развитие сотрудничества в области подготовки кадров. Речь идет в первую очередь об обучении сотрудников МВД Белоруссии в учебных заведениях МВД России. 100 человек, обучающихся у нас, будут получать государственные стипендии.

Сейчас Армения стала направлять к нам на учебу большое количество своих курсантов и офицеров. В странах бывшего СССР по-прежнему очень высок престиж образования, полученного в России. Особенно высоко котируются наши институты в Москве, Волгограде, Омске, Академия ГПС, Академия управления. Традиционно много желающих попасть в Академию управления на академические курсы. Таким образом, плюс ко всему устанавливаются контакты с руководителями МВД, ГУВД, УВД, что очень даже существенно для практического сотрудничества.

Так что перспективы сотрудничества с коллегами из стран СНГ у нас очень хорошие. Сейчас явно прослеживается тенденция к упрочению наших деловых связей.

Занимается наш отдел и проектами, связанными с получением целевого финансирования со стороны различных международных фондов и организаций. Удалось добиться кое-каких результатов и в этом ох каком нелегком деле. В частности, 87 тысяч долларов получила Волгоградская академия МВД РФ на развитие издательской базы. Смоленская школа милиции также получила грант в 37 тысяч долларов. Сейчас практически согласован вопрос с Международным банком реконструкции и развития о крупномасштабном финансировании учебного центра управления ГИБДД Москвы, который планируется полностью переоснастить в соответствии с самыми современными требованиями. Есть и другие перспективные проекты.


А в это время формируется очередная группа миротворцев – сотрудников МВД России. Очень скоро их опыт, профессионализм, отношение к своему делу будут снова придирчиво оцениваться на международном уровне. И, пожалуй, есть все основания полагать, что эта оценка будет высокой. Традиционно высокой.

Выбор читателей