Яркие тени Procol Harum

В конце мая в рамках концертной серии "Навеки золотые" Procol Harum дадут в Москве два концерта в зале приемов Государственного Кремлевского дворца

Те из наших читателей, кто предпочитает слушать "тяжелый металл" или, напротив, любит легкую музыку, могут данный материал пропустить. Остальным же любителям старого доброго рока, особенно тем, кому "за 35", предлагается вдохнуть побольше воздуха, а некоторым и украдкой смахнуть ностальгическую слезинку. Ибо вскоре всем нам предстоит свидание с еще одной ожившей легендой нашей юности – Procol Harum.

Разумеется, история знает и другие примеры блестящих дебютов, однако с Procol Harum случай особый. Одна-единственная композиция "A Whiter Shade of Pale" ("Белее оттенка бледности"), вошедшая в первый диск-гигант 1967 года, сразу же обеспечила этому ансамблю повсеместное признание и любовь слушателей. Текст мистического содержания был положен на органную партию из сюиты №3 ре-мажор И.-С. Баха. Какой-то особенной красоты, величественная и строгая композиция буквально прогремела на весь мир, став первой в Англии и достигнув пятого места в хит-параде США.

Предыстория Procol Harum начиналась еще в 1962 году, когда в составе лондонской группы The Paramounts играли Гэри Брукер (Gary Brooker – вокал, ф-но), Робин Трауэр (Robin Trower – гитара), Крис Коппинг (Chris Copping – бас) и Б.Дж.Уилсон (B.J. Wilson – барабаны). В то время, подобно десяткам прочих британских ансамблей, The Paramounts исполняли биг-бит и ритм-н-блюз (наибольший успех имели композиции "Little Bitty Pretty One" и "Poison Ivy" – обе они были созданы другими авторами, вне группы). В 1966 году The Paramounts распадаются, в это время Гэри Брукер знакомится с поэтом Китом Рейдом (Keith Reid – на конвертах пластинок это имя фигурирует равноправно с остальными участниками Procol Harum). Брукер и Рейд решают организовать группу, для чего приглашают органиста с консерваторским образованием Мэттью Фишера (Matthew Fisher) и бас-гитариста Dave Knights. В течение сессий записи "A Whiter Shade of Pale" в состав вошли Трауэр и Уилсон. В таком составе были записаны первые три альбома коллектива, сейчас считающегося легендой.

Строго говоря, музыкальная концепция Procol Harum, лежащая где-то посередине между ритм-н-блюзом и арт-симфо-роком, близка далеко не каждому среднестатистическому меломану. Англичанин Брукер любил Баха, и эхо величественной музыки гениального немца улавливается в большинстве композиций Procol Harum. Музыка ансамбля не отличается особой виртуозностью исполнителей, однако магия музыкальных тем той или иной вещи кроется в уникальном композиторском чутье Гэри Брукера, базирующемся на умелом и тонком использовании музыкально-гармонических приемов. Характерной чертой является и достаточно редкое сочетание в составе ансамбля параллельно двух клавишных инструментов – фортепиано и органа. Редкое и красивое. Плюс к этому – на первый взгляд, не слишком примечательный вокал Гэри Брукера, однако в то же время проникновенный и драматический... Большинство композиций Procol Harum создают ощущение торжественности происходящего, подобно присутствию в величественном храме.

Поскольку помимо вокала и фортепиано Брукера в группе было еще два лидирующих инструмента, музыка Procol Harum часто представляла собой борьбу двух направлений – мягкого арт-рока (ф-но и орган) и харда/блюза (гитара). Итогом этой битвы стал выход Робина Трауэра из состава Procol Harum в 1971 году (он начал вполне успешную сольную карьеру). Впрочем, и другие музыканты в группе менялись время от времени, однако общая концепция, к счастью, особых изменений не претерпевала... Относительно удачный период продолжался до 1975 года (в течение него были выпущены 10 "номерных" альбомов). В 1977 году вышла еще одна – откровенно слабая – пластинка, и группа объявила о самороспуске. Гэри Брукер выпустил несколько сольных дисков, имевших умеренный успех.

Триумфа, подобного "A Whiter Shade of Pale" впоследствии не достигала ни одна композиция ансамбля, однако на счету Procol Harum немало других прекрасных треков: "Homburg", "A Salty Dog", "Shine On Brightly", "Conquistador" (последняя имела особый успех в версии с симфоническим оркестром)...

Неожиданно для всех в конце 80-х Procol Harum собрались в классическом составе и выпустили сильный альбом "The Prodigal Stranger" (1991), большинство композиций которого были стилизованы "под ранний Procol Harum". Таким образом, еще одна легенда 70-х воссоединилась, к радости любителей той музыки. В данном случае можно сказать, что, хоть молодость и не вернешь, но у Брукера, слава Богу, плохо исполнять не получается...

В рамках концертной серии "Навеки золотые" Procol Harum дадут два концерта в Москве 29 и 30 мая 2001 г. в зале приемов Государственного Кремлевского дворца.

Выбор читателей