Бизнес-план "ЛДПР Лтд."

ЛДПР выполняет важную общественно-политическую миссию: нейтрализует голоса тех 5-7% не очень эстетически развитых избирателей, которые в ином случае могли бы осчастливить своими симпатиями Зюганова или Баркашова

Чем все же хороши наши либеральные демократы, так это тем, что – пардон за профессиональную меркантильность – не оставляют без хлеба насущного журналистскую братию, не побуждая, однако, представителей оной излишне напрягать мозги и воображение. Партийная политика – вообще дело лицемерное, как и любая коммерция. Лидеры всех партий хотят от нас того же, что Коля Остен-Бакен хотел от польской красавицы Инги Зайонц – любви, а следовательно, наших голосов. Но обычно партии все-таки заботятся о том, чтобы красочный "лэйбл" хоть как-то отражал прикладное назначение товара. Это вынуждает пыжиться аналитиков, выискивающих корреляцию между программными установками и действительными устремлениями. Иное дело Владимир Вольфович Жириновский – в своей жажде любви соотечественников он честен, открыт и непосредствен, как ребенок. С другой стороны, если прочие политики – как дети, обидчивы, то лидеру ЛДПР любое, даже бранное слово – что музыка, ибо таковы законы рекламы. "Самое страшное будет, если нас забудут", – внушал недавно ВВЖ своим партийным товарищам. (Рассматривая настоящую заметку как очередную рекламу ЛДПР, прошу Владимира Вольфовича перечислить причитающуюся за это сумму ВПОПУ – Всероссийскому популистскому обществу политического увеселения.)

С учетом сделанных замечаний, стоит ли вдаваться в детали речей, звучавших на 12-м съезде ЛДПР в минувшую субботу? Кстати, не прозвучало ровным счетом ничего сверх того, что не содержалось бы в опубликованном месяц назад проекте новой партийной программы, окончательное принятие которой запланировано на осень. Сие относится и к такому тезису, почему-то особо выделенному телевизионными комментаторами, как преобразование Российского государства из федеративного в унитарное. Да мало ли что в той программе содержится! Собственно говоря, в ней есть все и почти на любой вкус: частная свобода и укрепление государственности, рынок и административное регулирование экономики, борьба за мир во всем мире и отповедь американскому империализму. Женщинам, например, обещано равноправие, а мужикам – восстановление их главенствующего статуса в семье. В общем, граждане однозначно будут здоровыми и богатыми. Кто-нибудь против?

Дело ведь не в конкретике либерально-демократических импровизаций: все они – просто форма, чистое искусство, но не снобистское, а "для масс". Подоплека этой изящной словесности – в самом по себе привлечении электоральной клиентуры. Вот подлинная сверхзадача, определяющая неизменную экстравагантность формы и динамичную эклектику содержания лозунгов и акций ЛДПР. Для реализации данной сверхзадачи лозунги даже не обязательны (а то и вредны) – нужны именно публичные акции, притягивающие общественное внимание. Владимир Вольфович откровенно говорил об этом соратникам на конференции Московской организации ЛДПР 14 апреля. Дескать, ребята, где что публичное происходит – вы непременно должны туда вклиниться с флажками и прочими партийными атрибутами. Главное – засветиться!

Слов нет, ЛДПР выполняет крайне важную общественно-политическую миссию: нейтрализует голоса тех 5-7% не очень эстетически развитых избирателей, которые в ином случае могли бы осчастливить своими симпатиями тов. Зюганова или г-на Баркашова. Не секрет, однако, что партия Жириновского давно функционирует как коммерческое предприятие – своего рода акционерное общество с ограниченной ответственностью "ЛДПР Лтд.". До недавнего времени полученные на выборах голоса успешно материализовались в конкретные блага, получаемые за лоббирование тех или иных законопроектов, а также за поддержку Кремля в его сложных отношениях с Госдумой.

O tempora! O mores! Впрочем, времена, как и нравы, меняются. Если раньше тот же Кремль в критические дни вынужден был обхаживать либерал-демократов, то кого теперь могут особо заинтересовать их несчастные 12 голосов в парламенте? Во всяком случае, не Кремль. То-то так ревниво и противоречиво реагирует Жириновский на создание пропрезидентской "Большой коалиции" из "медведей", лужковцев, "народных депутатов" и "регионалов". Похоже, критические дни наступают для самого отца русской либеральной демократии. При нынешнем раскладе в Госдуме – "кому он нужен, этот Васька?", то есть, извините, Владимир Вольфович. Да и преодоление 5-процентного барьера на будущих парламентских выборах выглядит довольно проблематичным (хотя пока ВЦИОМ вроде как обещает Жириновскому его "законные" 7%). Так или иначе, но компания "ЛДПР Лтд." оказалась под угрозой коммерческого краха, что потребовало разработки нового бизнес-плана.

По существу, этот новый бизнес-план нами уже изложен, ибо он прост и незамысловат, как маневры кота в местах общественного питания. Если воровски упереть сосиску не получается, то следует всячески обращать на себя внимание публики и ластиться к поварам. Иными словами, опять же – любыми средствами раскручивать саморекламу, в том числе перед Хозяином. Авось, не все лакомые кусочки окажутся в медвежьей пасти. Если же, паче чаяния, шеф-повар проявит нечуткость – что ж, худо-бедно можно харчеваться и на "локальных проектах". Например, недавно ЛДПР проявила инициативу по поводу проведения парламентских слушаний о ситуации в рыбной отрасли...

Если обратить-таки более пристальный взор к собственно новой программе ЛДПР, то выяснится забавная вещь: при устранении некоторых радикальных пассажей, данная программа оказывается едва ли не калькой с программ проправительственных думских фракций. В свое время Ярослав Гашек организовал Партию Умеренного Прогресса в Рамках Законности (ПУПРЗ), которая в 1912 году участвовала даже в выборах в австро-венгерский парламент, набрав 20 голосов – не процентов, а просто двадцать голосов (завсегдатаев пивной, где эта партия и была образована). Программа ПУПРЗ пародировала программы реальных политических партий. Невольно складывается впечатление, что ЛДПР – это ПУПРЗ современной эпохи. Правда, в России XXI века правильно идентифицировать пародию и оригинал не всегда можно со 100-процентной уверенностью.

Выбор читателей