У мирового лидера XXI века лицо самурая?

Если Японии удастся оправдать надежды, возлагаемые на программу реформ, то кто знает, не окупится ли ей сторицей решимость пережить один-два труднейших года во имя будущего процветания. И не придет ли первой к финишу "темная лошадка"

Захваченные перипетиями противостояния Европы и Америки и недавним аргентинским кризисом, многие эксперты упустили перемены, происходящие на Востоке. Возможно, очень даже зря – отказ от системы, которая поразила многих своей эффективностью в 80-х годах прошлого столетия, но превратила 90-е в "потерянное десятилетие", способен сыграть очень важную роль в истории азиатского региона.

Похоже, весна этого года вполне может оказаться действительно поворотным моментом для Японии. Причем в данном случае слово "поворотный" может быть истолковано двояко: во-первых, действительно имеют место перемены в экономике страны, которые должны, по идее, вывести ее из затянувшегося кризиса; во-вторых, в случае провала этой миссии Япония вполне способна потерять свое место в качестве одной из самый крупных экономик мира.

Зайдет или нет американское солнце?

Ситуация на мировой арене сейчас складывается более чем неоднозначная. С одной стороны, США уже вступили в цикл экономического замедления. Правда, несмотря на этот факт, мнения относительно самого ближайшего будущего и грядущего десятилетия разнятся довольно значительно. Позиции экспертов рассеяны в широком диапазоне – от веры в восстановление американской экономики уже к концу текущего года до высказываний о том, что на самом деле рецессия (в самом плохом случае) или спад (при более мягком варианте) еще только-только начинают подавать первые признаки. Поступающие экономические данные достаточно противоречивы, чтобы однозначно трактовать их в пользу той или иной теории. Однако в любом случае сохранение мирового господства США как в сфере экономики, так и в политике уже сейчас начинает ставиться под сомнение.

Европа не оправдывает надежд

С другой стороны, начало нового тысячелетия оказалось довольно благосклонным к европейскому континенту, по крайней мере так казалось сначала. Многочисленные положительные экономические данные расценивались как готовность Европы отнять пальму первенства у своего заокеанского соперника, о чем практически напрямую было заявлено на последнем мировом форуме в Давосе. Однако последующие данные не смогли подтвердить обоснованность подобных заявлений. В первую очередь этому способствовала крайне непопулярная политики Европейского центрального банка, действия которого на фоне чуть не экстремальных мер Федерального резерва США (ФРС) выглядят как совершенно не соответствующие текущей ситуации в Европе.

Страна Восходящего солнца во власти реформаторов

Поглощенные перипетиями негласного соревнования между Европой и Америкой, многочисленные эксперты практически упустили из виду еще одного участника состязаний – Японию. На первый взгляд, это вполне понятно – начиная с Нового года все усилия последней были направлены на избежание еще одного витка кризиса. Разговоры о возможном лидерстве в мировой экономике выглядели бы просто смешными на фоне следующих одним за другим понижений кредитных рейтингов. До последнего времени Япония оставалась явным аутсайдером. Однако, как говорится, нет худа без добра. Провалившиеся попытки оживить экономику страны привели к тому, что на очередных выборах победу одержали реформаторы самого радикального толка. Другими словами, страна стоит перед лицом действительно значительных перемен.

Новые лидеры Японии находятся на политической арене относительно недавно, чтобы можно было четко судить о будущих направлениях развития событий. Более того, включение в состав правящего кабинета нескольких неординарных личностей, пусть даже и на второстепенные роли, свидетельствует о том, что традиционное мирное спокойствие японского уклада будет, скорее всего, нарушено.

Пока еще правительство не объявляло о своей экономической программе. Единственным общеизвестным фактом является точка зрения нового премьера Юничиро Коицзуми, которая заключается в том, что лучше пережить один-два года рецессии и еще большую безработицу, с тем чтобы обеспечить процветание страны на ближайшие десятилетия. Последнее же, по его мнению, абсолютно невозможно без кардинальной перестройки банковской сферы и фискально-денежной политики.

Япония намерена рубить гордиевы узлы

Новый план возрождения экономики Японии, как было объявлено недавно, должен быть опубликован в июне. Однако основные акценты, похоже, расставлены уже сейчас. Так, в первую очередь правительство намерено разрешить проблему безнадежных долгов японских корпораций и банков и повышения уровня конкурентоспособности японской экономики в течение ближайших двух-трех лет. Кроме того, правительство подтвердило приверженность тактике нулевых процентных ставок, предупредив, однако, что теперь в области фискальной политики акцент будет делаться на другие направления. Кроме того, поставлена задача сокращения бюджетного дефицита, и уже принята примерная планка в размере 30 трлн. иен (около $245 млрд.), а также подтверждена приоритетность выхода из периода дефляции, существование которой было официально признано Банком Японии только в прошлом месяце. Вопросы фискальной реструктуризации, поддержки фондового рынка и уменьшения безработицы пока остаются на втором плане.

В заявлении Банка Японии подчеркивается, что для обеспечения нормального роста японской экономики радикальных мер только в денежной политике недостаточно. Для этого необходима структурная перестройка всей финансовой системы, и Банк надеется на решительные действия правительства в этой области.

Несмотря на некоторую внешнюю расплывчатость и неопределенность, перемены в Японии – как уже свершившиеся, вроде назначения нового кабинета министров и смены руководства в Министерстве экономики, так и только намечающиеся – восприняты весьма оптимистично и внутри страны, и за рубежом. Надо сказать, что, несмотря на довольно пессимистические прогнозы относительно будущего Японии, на самом деле ситуация в стране складывается крайне неоднозначная. Явным негативным данным сопутствуют и позитивные, как, например, сокращение количества банкротств и робкие признаки роста внутреннего спроса. Кроме того, темпы роста ВВП остаются положительными, а безработица остается без изменений в течение последних трех кварталов (несмотря на то, что большинство населения занято именно в финансовой сфере, которая, по мнению большинства аналитиков, остается самой проблематичной в японской экономике). Более того, в течение первого квартала отмечалось увеличение объемов экспорта, а приток иностранных инвестиций за 2000 год продемонстрировал значительный рост (80%).

Принцип обезьяны

Учитывая все это и некоторые другие факты, можно предположить нарастающий рост интереса к Японии в течение ближайшего времени. Несмотря на приверженность реформам нового правительства и признание их необходимости даже со стороны крупных корпораций, это еще не означает, что реформы действительно будут осуществлены. Вполне возможно, что предложенный новым правительством план окажется чересчур "кардинальным" даже для недавних сподвижников, не говоря уже о самой суперконсервативной правящей либерально-демократической партии, всегда ратовавшей за сохранение устоев и традиций. И даже при одобрении парламентом эти реформы могут задерживаться и откладываться на неопределенные сроки. Неизвестно и то, насколько глубоким может оказаться шок от столь радикальных перемен. Но одновременно существует и достаточно высокая вероятность того, что разочарованные в Америке и в Европе инвесторы снова активно заинтересуются Японией, которая не раз поражала мир своими возможностями. Принцип обезьяны, сидящей на дереве, пока тигр и лев сражаются, хотя и свойствен Китаю, может получить вполне реальное воплощение в возрождении Страны Восходящего Солнца, которой к лидерству не привыкать, в отличие от того же Китая, нынешние перспективы которого, похоже, все-таки сильно переоцениваются многими экспертами. Слишком часто уже бывало так, что ожидания рынка оказывались катализатором только-только начинавшегося возрождения. И если Японии удастся оправдать надежды, возлагаемые на программу реформ, то кто знает, не окупится ли ей сторицей решимость пережить один-два труднейших года во имя будущего процветания. И не придет ли первым к финишу явный аутсайдер – "темная лошадка".

Выбор читателей