Вороны-москвички распоясались: нападают и гадят

Москвичи, будьте бдительны! По городу летают стаи агрессивных ворон, которые нападают на людей без видимой причины. Особой "любовью" пернатые прониклись к бегунам, велосипедистам, детям и... редактору "Yтра"

Вчера Олег, мой коллега, приехал в редакцию в состоянии легкого шока. Затравленно озираясь по сторонам и нервно хихикая, он поведал о неприятном инциденте, произошедшим с ним воскресным Yтром.

– Представляете, в кои-то веки решил заняться здоровым образом жизни и выбрался на Yтреннюю пробежку. Подустал с непривычки, и на улице Косыгина немного снизил темп. Вроде даже не бегу, а быстро прогуливаюсь. Вдруг странный звук, как будто из шины воздух выпустили, и мимо моей головы проносится какое-то черное пятно. Ладно бы, просто промелькнуло, так нет, по лицу чем-то чиркнуло... Я, естественно, дернулся, оглянулся и снова едва успел уклониться от непонятного агрессора. Смотрю, а это – обыкновенная ворона. Вроде, выдохнул, думаю – "Ну ворона, птичка, – что она мне сделает?" Но, увидев, что злобное пернатое заходит на третий круг, как-то снова напрягся: в памяти замелькали хичкоковские сюжеты. Ну там, когтищи, глаза на асфальте, выклеванные мозги... Уж слишком остервенело она вокруг меня кружила.

Нападение вороны сопровождалось каким-то змеиным шипением, на резкие взмахи рук она не реагировала, на крики – тоже. Поддавшись панике и громко посылая агрессивную птичку по матушке, Олег выскочил на проезжую часть и понесся на другую сторону, лавируя среди автомобилей. Водители сигналили, возмущенные наглым поведением бегуна, а китайцы, стоящие около входа в гостиницу "Орленок", сперва застыли в немом изумлении, а потом загалдели, показывая пальцами на странного спортсмена и ворону, которая не собиралась бросать преследование. Выскочив на тротуар, беглец, не замедляя темпа, под осуждающим взглядом какого-то молодого человека с мобильником заскочил в гостиницу. Отдышавшись, он выглянул на улицу. Преследовательница, злобно каркая, сделала "круг почета" над обалдевшими гостями столицы, прицельно опорожнилась на костюмчик крутого мена, который от неожиданности даже перестал трепаться по телефону, и отправилась восвояси...

– Я только минут через 10 рискнул из "Орленка" выйти, – смущенно признался Олежка, – вдруг, думаю, она меня где-нибудь поблизости караулит? Домой на тачке доехал, думаю – "ну его к черту, этот здоровый образ жизни". До сих пор понять не могу, чего она меня-то выбрала? Вроде и гнезд вороньих поблизости не было, да и народу на улице немало тусовалось...

На самом деле, весенняя агрессивность ворон для столицы – далеко не новость. Но с каждым годом этот вид пернатых в Москве становится все более злобным. По мнению орнитолога Александра Попова, это вызвано, тем, что "вороны практически не имеют врагов в мегаполисе, проще сказать – они просто "потеряли страх". Их размножению и увеличению популяции никто не мешает. В советские времена ворон, как, например, и волков, отстреливали охотники. Кстати, за каждую пару сданных вороньих лапок полагалось вознаграждение. С приходом демократии это жестокое, но полезное дело медленно сошло на нет. И вороны, весьма умные, кстати, птицы, стали забывать о том, что человек может быть опасным врагом, возомнив себя истинными хозяевами городов. Да и не мудрено, если их популяция, по нашим данным, уже давно перевалила отметку в полмиллиона.

Правда, сегодня уничтожать взрослых городских ворон путем отстрела бессмысленно. Как ни странно, их количество в таком случае увеличивается чуть ли не в геометрической прогрессии: в каждый освобожденный двор моментально вселяются 2-3 новых пары, и таким образом прежнее большое владение одной старой пары разделяется на 2-3 меньших владений новых пар. В дальнейшем борьба с воронами обещает еще больше осложниться, потому что в городах они стали вить гнезда в труднодоступных местах на зданиях, деревья им теперь не нужны. Раньше существовал довольно надежный способ не дать воронам вывести потомство: над их гнездом натягивали две белые нитки (по каким-то своим птичьим приметам, вороны в такой "дом" больше не входили, и новый в этом сезоне не заводили). Но если гнездо свито на высотке, то ни о какой белой нитке речи уже, естественно, не идет.

– Вообще-то они очень осторожны и прекрасно отличают людей опасных от тех, кто не принесет им никакого вреда, – рассказывает Александр Попов. – Подчас вороны стараются не просто поранить, а унизить человека. Это еще одно свидетельство их разумности. Например, чем как не разумностью ворон можно объяснить их "прицельное бомбометание", когда птица садится ровно над пешеходным тротуаром и, извините, гадит именно в то время, когда под ней проходит человек? Кроме того, вороны очень мстительны. Это для нас все они на одно лицо. Но вот они нас очень даже различают. Может быть, помните, в 1982 году в одном из дворов на Планетной улице в Москве пара ворон разбила окно на третьем этаже. Любопытно, что за день до этого хозяин квартиры разорил воронье гнездо на дубе во дворе. Чаще вороны нападают на людей вблизи гнезд или около воронят, не вовремя вылетевших из гнезда и оказавшихся на земле. Но иногда, действительно, набрасываются на людей без видимых причин. Норовят ударить по голове, клюнуть, взбадривая себя и собратьев истошным карканьем. В вашем случае они могут мстить за разоренное кем-то другим гнездо. Кстати, на этой неделе сотрудниками службы спасения была уничтожена довольно большая воронья популяция на Юго-Западе столицы. Возможно, кто-то из родителей, потерявших тогда кладку, принял вашего спортсмена за одного из врагов. Но это тоже не факт. В прошлом году в Оренбурге было несколько довольно серьезных нападений на людей. До смертельных случаев дело, слава Богу, не доходило, но увечья нанесли многим: в городской травмпункт обращались люди с рваными ранами на затылке, шее, лице. Причем все нападения происходили неподалеку от одной из больниц. По мнению моих коллег, причинами агрессии послужили медикаменты, которых птицы отведали на расположенных вблизи больницы свалках...

Городские власти многих городов хотели бы избавиться от ворон, но единого рецепта тут нет. Нужно последовательно проводить комплекс мер, причем начинать необходимо уже в ближайшее время. Чего стоят нападения воронья на детей, пытающихся спасти выпавшего из гнезда вороненка. Кстати, в Москве нет ни одной службы, занимающейся "вороньей" проблемой... Обычно на такие вызовы приезжают специалисты Службы спасения, но в конце мая – начале июня сигналов становится так много, что на помощь спасатели приходят только в самом крайнем случае.

По мнению орнитологов, в первую очередь необходимо ликвидировать открытые загородные свалки мусора, что сразу снизит число ворон, зимующих в городе. В это же время можно лишить пернатых покоя в местах их ночлега в городах с помощью обычных аудиосредств. И еще один момент – надо бороться с вороньем естественным путем. Для этого необходимо создать благоприятные условия для естественного врага ворон – ястреба-тетеревятника. Кстати, в некоторых московских лесопарках они уже есть.

Ну, а пока нам с вами следует вспомнить старую истину: "спасение утопающих – дело рук самих утопающих", и при выходе на утреннюю прогулку захватить с собой какой-нибудь тяжелый, но компактный предмет – палку, пистолет или там резиновую дубинку... Для того, чтобы от злобных пернатых отбиваться.

Выбор читателей