1001-й способ надуть государство

Недавно российские правоохранительные органы выявили еще один способ сокрытия доходов коммерческими структурами при помощи небольших технических махинаций с контрольно-кассовыми аппаратами

"Если государство надувает нас – то почему бы нам не надуть государство!" Этот постулат, наверное, известен каждому российскому гражданину, пережившему перестройку, гайдаровскую шоковую терапию, кириенковский дефолт и прочие прелести демократического реформаторства. В реальной жизни он проявляется всюду: начиная с банального непробивания талонов за проезд в общественном транспорте и заканчивая крупномасштабной неуплатой налогов целыми корпорациями. Недавно российские правоохранительные органы выявили еще один способ сокрытия доходов коммерческими структурами при помощи небольших технических махинаций с контрольно-кассовыми аппаратами.

Предпосылки к подобным махинациям появились еще летом 93-го года. Сразу после принятия Государственной думой федерального закона "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Согласно этому законодательному акту, все предприятия торговли и сферы услуг в обязательном порядке должны были поставить у себя контрольно-кассовые аппараты, или так называемые ККМ.

Причиной нововведения стало резкое увеличение случаев сокрытия реальных доходов предприятиями с целью уклонения от уплаты налогов. Как считали в 93-м году российские парламентарии, обязательная установка контрольно-кассовых аппаратов на фирмах могла бы существенно улучшить ситуацию с налоговыми сборами и поставить под жесткий контроль все предприятия торговли и сферы услуг. Контроль этот должен был осуществляться следующим образом:

Типичный кассовый аппарат представляет собой этакий маленький специализированный компьютер с принтером для печатания чеков. Эти чеки должны потом выдаваться на руки покупателям. Для того чтобы налоговые органы могли в последствии проконтролировать, на какую сумму тот или иной магазин продал товара, в каждом контрольно-кассовом аппарате имеется специальный микрочип (так называемая фискальная память). На этот микрочип, так же как на обычный жесткий диск в компьютере, записывается вся информация о прохождении выручки: количество покупателей и итоговая сумма за день. Вечером налоговый инспектор снимает информацию с этого микрочипа и сверяет с бухгалтерскими данными, предоставленными самим предприятием. Подтасовать данные, записанные на микрочип, довольно сложно. Для того чтобы снять с него информацию, необходимо как минимум знать пароль доступа, по идее известный только одному человеку – налоговому инспектору, снимающему данные именно с этого кассового аппарата.

Предприятия, поставленные в жесткие условия налогового контроля, немедленно начали искать способ обойти установленные рамки. Не поставить кассовый аппарат у себя они не могли, слишком суровые санкции за это полагались: вплоть до лишения лицензии. Не пробивать чеки тоже было опасно: налоговики регулярно устраивали контрольные закупки. Но случай не заставил себя долго ждать. Как и всегда, благую затею похоронила бюрократическая система.

Следом за законом "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" депутаты решили более детально прописать этот вопрос в российском законодательстве и приняли еще несколько документов, уточняющих некоторые положения закона. В том числе в части покупки и ремонтного обслуживания кассовых аппаратов. В частности, в этих законодательных актах оговаривается создание целой сети центров технического обслуживания (ЦТО) контрольно-кассовых машин. То есть предприятие не может просто купить контрольно-кассовую машину, поставить ее у себя и начать работать. Оно также должно в обязательном порядке заключить договор на техническое обслуживание с одним из таких ЦТО.

Для чего была создана эта система, сейчас сказать сложно. Возможно, депутаты действительно надеялись, что создание сети подобных центров технического обслуживания улучшит сбор налогов. По крайней мере, за это говорит то, что работать все эти центры должны были под непосредственным контролем налоговых органов и Государственной межведомственной экспертной комиссии по ККМ. Хотя не исключен и другой вариант. Возможно, что ЦТО с самого начала создавались как официально узаконенная кормушка для определенных структур и лиц.

Дело в том, что центрам технического обслуживания фактически были отданы эксклюзивные права на ремонтное обслуживание и оказание прочих услуг, связанных с эксплуатацией ККМ. Никто другой не имел права заниматься данным видом деятельности. Естественно, что в таких условиях ЦТО начали расти, как грибы. В одной только Москве подобных центров в настоящее время создано около сотни.

Как показали дальнейшие события, занимались они далеко не только ремонтом контрольно-кассовых аппаратов. Фактически именно эти центры в конечном счете стали создателями новой схемы уклонения от уплаты налогов.

Как утверждают сотрудники ФСБ России, некоторое время назад в ряде подобных центров технического обслуживания стали предлагать еще одну услугу. Правда, неофициально, тет-а-тет. Как правило, происходило это следующим образом: в ЦТО приходит какой-нибудь предприниматель, чтобы честно заключить с центром договор на обслуживание своих касс. С ним беседуют, а затем приглашают к руководителю ЦТО, где предлагают "способ обойти систему контроля".

Схема до банальности проста. В фискальную память контрольно-кассовой машины (кассового аппарата) внедряется специальная программная закладка. Эта закладка позволяет в конце рабочего дня, пробивая итоговый чек, "отправить" в память микрочипа произвольную сумму дневной выручки. Например, вместо десяти тысяч четыре. В результате, когда налоговики снимают информацию с микрочипа, неучтенными остаются шесть тысяч.

Действует такая закладка недолго. Как правило, пользоваться этой программой можно месяц, максимум два. Поэтому предприниматель, раз попробовав программку и войдя во вкус, как правило, становится постоянным клиентом предложившего ее ЦТО. Сам же центр технического обслуживания, а если более точно, его руководство, получает за это определенный процент от неучтенной выручки. Просто и со вкусом. И главное – ненаказуемо. Даже при обнаружении закладки доказать, что она была поставлена с целью спрятать выручку, практически невозможно.

Как утверждают специалисты Федеральной службы безопасности России, те, кто придумал эту схему сокрытия доходов, должны были явно обладать очень большими связями и возможностями. Во-первых, создание подобного рода закладок под силу лишь специалистам высокой квалификации. Во-вторых, для этого необходимо иметь доступ в лаборатории эталонных образцов, куда простому смертному попасть просто невозможно. И в третьих – связи в ГМЭКе, налоговых органах, среди производственников и так далее.

Выбор читателей