Родственники моряков "Курска": "Нам мало что скажут"

Специальная комиссия правительства России приняла решение о поднятии атомохода "Курск" с телами подводников. Родственники моряков имеют собственное мнение по поводу аварии и действий представителей власти

Денис Кириченко в четвертом отсеке "Курска"
Подводник Денис Кириченко отвечал за живучесть четвертого отсека "Курска". Его родители живут в центре Ульяновска.

– Голова распухла – думать о том, что случилось тогда на подлодке, – призналась мать Дениса. Он был командиром четвертого отсека, инженером ДЖ. Эти буквы означают "дивизионная живучесть". Сложно говорить о живучести тех, кого уже нет. Особенно с их матерями. Но приходится. Вместе с корреспондентом "Yтра" Ирина Федоровна Кириченко вспоминает о Денисе и пытается еще раз оценить трагедию 12 августа.

– Видимо, что-то внутри взорвалось. Может быть, "протекла" торпеда, – рассуждает Ирина Федоровна. – Странно, до сих пор непонятно. Сын всегда говорил, что у лодки стопроцентная живучесть, что с ней ни-че-го не может случиться. То, что произошло, как пощечина – больная и горько-неисправимая.

Рассказывая об этом, мать листает альбом с фотографиями сына. И никогда не говорит о нем в прошедшем времени: "был".

В первые дни после трагедии родители укрылись в своей квартире от чрезмерно любопытных глаз и никчемных вопросов. Мама Дениса слегла от переживаний, женщины постоянно плакали, всех домочадцев мучила бессонница. Многочисленным журналистам, атаковавшим семью Кириченко, просто не открывали дверь, даже военным, пришедшим поддержать в трудную минуту, не открыли, сославшись на болезнь. Шоковое состояние не прошло до сих пор.

Экипаж "Курска" во время отдыха
– Он очень коммуникабельный мальчик. Его окружающие всегда хорошо воспринимают: поговорит, выслушает, поможет. – Матери Дениса до сих пор кажется, что ее сын и сейчас в походе. – Он бесконфликтный. В школе, во дворе, дома – никто не мог пожаловаться на моего сына. Муж у меня тоже бывший подводник. Мы привыкли скитаться по гарнизонам. А Денис в Ульяновске родился. Две его сестры, старшая Алла и младшая Аня, брата вспоминают часто.

О Денисе напоминает в квартире все: его снимок "дедсадовского" возраста за стеклом книжной полки, фотография курсанта кораблестроительного факультета там же, рисунки подводных лодок на стенах прихожей, парадный костюм подводника в шкафу, капсула с водой с места гибели подводной лодки "Курск". Мать перебирает фотографии и продолжает говорить: "18 мая 2000 года Денису исполнилось 24 года. А 17 мая он уехал из Ульяновска. Он здесь был во внеочередном отпуске перед важным походом. Последним. Сын мой всегда был очень спортивным: акробатикой занимался, дзюдо, лыжами. Однажды – мы тогда еще в Заполярье жили – он с другом пошел в лес, и мальчишки заблудились. Муж поднял по тревоге всех своих подчиненных на поиски. Глухой ночью ребят нашли, они обустроили себе ночлег, чтобы утром без паники продолжить поиски жилья. Им всего по 14 лет было. Из любой ситуации Денис мог найти выход. Я на него смотрела с мыслью: "каменная стена, надежная опора". Его учителя прислали письмо из Снежногорска, помнят его, стараются нас поддержать...

Карьеру подводника он для себя избрал бесповоротно. Я не противилась. Поступил в военное училище имени Дзержинского. После успешного окончания был направлен на лучшую действующую подлодку. О своих сослуживцах говорил, что это сильнейший экипаж на флоте. По их вине ничего не могло случиться, конструкция у лодки тоже надежная.

Ирина Федоровна имеет и свой взгляд на поднятие затонувшей сумбарины: "Я с самого начала была против. Особенно когда слушала передачи по телевизору, с подробностями о том, что там могло остаться – братская могила, они должны быть вместе. Ну а теперь, когда решение принято и некоторых ребят подняли на поверхность, считаю, что надо привезти и Дениса сюда, к нам поближе. Конечно, мы всего не знаем. Нам мало что скажут. Особенно то, что там видели водолазы".

Кириченко перед выходом в море
Людей, переживших страшную трагедию, до глубины души обижает любая несправедливость. Родители подводника Дениса Кириченко испытали, мягко говоря, удивление, когда 12 декабря в Видяево проходила церемония вручения наград родственникам погибших моряков и при этом их никто не удосужился пригласить. О том, что сын награжден орденом Мужества, родители узнали только из новостей по телевидению.

Как это ни прискорбно, есть экзамены, успешно сдать которые можно только ценой жизни. И родители Дениса Кириченко это понимают. Перед последним походом подлодка "Курск" выполняла задание в Атлантике. Экипаж и тогда справился на "отлично". Денис Кириченко был награжден медалью Кутузова. В начале февраля родителям Дениса передали Орден мужества. Посмертный. Обе награды – на парадном кителе в шкафу в ульяновской квартире.

Выбор читателей