Барикелло поставили на место

Победа Култхарда на трассе "Шпильберг" резко обострила интригу в борьбе за чемпионский титул: теперь разрыв между главными претендентами на победу – всего 4 очка.

Триумф Култхарда
Победа Дэвида Култхарда на трассе "Шпильберг" в Австрии резко обострила интригу в борьбе за чемпионский титул. Теперь разрыв между главными претендентами на победу – всего 4 очка (у М. Шумахера – 42, у Култхарда – 38). Остальные пилоты далеко позади, и вряд ли им удастся вмешаться в поединок лидеров.

"Шпильберг" по своим техническим характеристикам идеально подходит для "Макларенов". Неудивительно, что рекордсменом трассы здесь является Мика Хаккинен, на счету которого две победы. Култхард также выглядел здесь неплохо: 4 раза (!) он занимал в Австрии второе место. Между тем "Шпильберг" – единственная трасса, где ни разу не удавалось выигрывать Михаэлю Шумахеру. Так что для "Макларена" австрийский Гран-при был, возможно, последним шансом доказать, что борьба за чемпионский титул как в командном, так и в личном первенствах далеко не закончена.

Весь уик-энд "Макларены" были сильнее "Феррари". Култхард лидировал в тренировочных заездах, Хаккинен показал лучшее время на уор-мапе. Однако субботняя квалификация ознаменовалась оглушительным провалом для "серебряных стрел": впервые с европейского Гран-при 97-го года оба пилота "Макларена" опустились ниже второй линии стартового поля! (Култхард занял 7-е место, Хаккинен – 8-е). Причины этому назывались самые разные: ветер, изменивший свое направление к концу квалификации, траффик, проблемы с резиной, – но ни одна из них не была достаточно убедительной. Впрочем, Рон Деннис заверял, что еще ничего не ясно и стоит подождать начала самой гонки.

Борьба за победу в квалификации шла между пилотами "Феррари" и "Уильямса". Михаэль Шумахер уже в своей второй попытке показал время 1.09,562, которое затем никому не удалось превзойти, хотя занявший второе место Монтойя отстал всего на 0,124 секунды. Плотность результатов пилотов необычайна: Ральф Шумахер и Барикелло, попавшие на вторую линию, всего около двух десятых секунды проиграли Михаэлю. Из остальных результатов стоит отметить шестое место Хайдфельда и 15-е – Бернольди. Эти гонщики, как и Монтойя, провели свою лучшую квалификацию в карьере.

Начало гонки показало все прелести системы вауч-контроля. Уже на старте заглохло 4 болида, и среди них – "Макларен" Мики Хаккинена. Двукратному чемпиону мира фатально не везет (вспомним испанский Гран-при, когда у лидировавшего Хаккинена на последнем круге возникли проблемы со сцеплением и он не смог попасть даже в очковую зону). Теперь финну придется окончательно распроститься с надеждами на чемпионский титул. Неудачниками старта оказались также оба "Джордана" и Ник Хайдфельд на "Заубере", причем Френтцен на втором Гран-при подряд страдает от технических нововведений. Однако если в Испании Култхард и Френтцен, которые не смогли на старте правильно воспользоваться своей программой, потом все же включились в гонку, то здесь только Ник Хайдфельд смог уйти со стартовой решетки, да и то отставая от пелетона на целый круг.

Этот инцидент позволил многим гонщикам, грамотно воспользовавшимся ситуацией, существенно улучшить свои позиции. Особенно впечатляет стартовый спурт Йоса Ферстаппена, который с 16-го места перебрался на 4-е. Лидерство же захватил Хуан Пабло Монтойя, опередивший неуверенно стартовавшего Михаэля Шумахера. У партнера колумбийца по "Уильямсу" Ральфа Шумахера возникли проблемы с коробкой передач, и уже на 1-м круге он вылетел с трассы. Позади Монтойи оказались две "Феррари", пустившиеся в погоню за колумбийцем. На австрийской трассе более мягкие шины "Мишлен" изнашиваются гораздо быстрее "бриджстоуновских", и Монтойе в каждом повороте все труднее стало отбивать атаки более скоростного болида Михаэдя Шумахера по внешней траектории. Но чемпион серии "карт" и не думал сдаваться. Неуступчивость колумбийца в конечном счете привела к столкновению двух болидов, и оба лидера вылетели в гравий. Шумахер и Монтойя вернулись на трассу соответственно на 6-м и 7-м местах, а на первое место вышел Барикелло.

Шумахеру пришлось прорываться вперед. На повороте "Гессер" ему удалось легко обогнать сначала Паниса, а затем Райкконена и выйти на 3-е место. Что касается Монтойи, то на середине дистанции он из-за механических проблем остановился на трассе и не смог продолжить гонку. Барикелло, Култхард и Шумахер с каждым кругом все больше отрывались от пелетона, расстояние же между лидерами было незначительным. Решающим моментом в гонке стало время заезда пилотов в боксы на пит-стоп. Пилоты "Феррари" отправились туда на три круга раньше Култхарда. Шотландец же оттянул долгожданный момент расставания с изношенной резиной до 50-го круга. На 49-м круге он умудрился даже показать лучшее время в гонке – 1.10,843 (в квалификации с таким показателем он был бы 11-м). Таким образом, за счет правильно выбранной тактики Култхард смог первым выехать на трассу, на 1,6 секунды опережая Барикелло. Вообще "Феррари" смотрелись на удивление беззубо. После выхода из боксов Шумахер стал ошибаться на ровном месте, то и дело заезжая в гравий, а Барикелло, хоть и обозначал видимость борьбы с Култхардом, вплотную приблизиться к нему не мог. Култхард уверенно довел гонку до конца, и теперь по числу побед в Формуле-1 (11) он сравнялся с Жаком Вильневом.

Тактический же гений "Феррари" проявился лишь на финишной прямой, когда, повинуясь мудрому указанию Роса Брауна, Барикелло пропустил вперед себя Михаэля Шумахера, подняв ногу с педали газа. Благодаря этому нехитрому приему Шумахер занял второе место, бразильцу же пришлось довольствоваться третьим. Как видим, в борьбе за чемпионский титул в ход идут любые средства.

Лучшим дебютантом Гран-при стал Кими Райкконен, который провел блестящую гонку и занял 4-е место, не оставив никаких шансов преследовавшему его Оливье Панису. Райкконен наглядно доказал, что мощность мотора "Заубера" не уступает "Хонде" и команде вполне по силам бороться за 4-е место в общем зачете. Теперь "Заубер", набрав 12 очков, всего на очко отстает от "Джордана" и на 3 опережает "БАР". Также стоит отметить отличное выступление Ферстаппена, который, несмотря на тактику двух пит-стопов, занял 6-е место и позволил таким образом "Эрроузу" набрать первое очко в чемпионате.

Неудачниками Гран-при, помимо сошедших на старте "Джорданов", стали вылетевшие по ходу гонки "Уильямсы". Хотя после субботней квалификации подопечные Фрэнка Уильямса были преисполнены оптимизма и намерения побороться за победу, австрийский этап завершился для них полным фиаско. Теперь больше чем на твердое третье место в командном зачете "Уильямсу" вряд ли стоит рассчитывать.

Как всегда, провально выступили аутсайдеры чемпионата – "Бенеттон" и "Минарди", болиды которых сошли с дистанции. Результат "Простов" также вряд ли можно занести в актив: хотя они и допиликали до финиша, но были последними из уцелевших гонщиков (Алези – 10-м, Бурти – 11-м).

После австрийского Гран-при "Феррари" по-прежнему опережает "Макларен" на 18 очков, но борьба за первенство в командном зачете продолжается. Култхард на подъеме, Мика Хаккинен, которого в последнее время преследует злой рок, сейчас предельно обозлен и мечтает о победе, а "Макларену" это только на руку. Абсолютно ничего не ясно в личном чемпионате. Нам остается только с нетерпением ждать старта самого престижного этапа Формулы – Гран-при Монако.

Наконец, несколько слов о пресловутой командной тактике "Феррари". Лично у меня после финиша гонки остался неприятный осадок. Приказ руководства "Феррари" Рубенсу Барикелло пропустить вперед Шумахера несовместим, при всей своей прагматичности, со спортивным принципом честной борьбы. На подиуме пилоты вместо того, чтобы радостно обливаться шампанским, нехотя орошали шипучей жидкостью приветствовавших их болельщиков, причем Шумахер и Барикелло даже не смотрели друг на друга. Бразилец по ходу всего чемпионата заявлял, что в команде нет первого номера. Теперь ему наглядно дали понять, что он ошибался. Самолюбивому Барикелло сложно будет смириться с подобным унижением. Похоже, теперь далеко не безоблачные отношения между пилотами "Феррари" грозят перерасти в настоящий конфликт. Не слишком ли высокую цену приходится платить команде за два дополнительных очка ее лидера?

Выбор читателей