Чего опасаются американцы, или Зачем рыбе зонтик

Стоимость программы НПРО обойдется США почти в триллион долларов. Но даже если речь пойдет о половине этой суммы, все равно масштабы расходов обескураживают. От кого намерена защищаться самая мощная на сегодняшний день мировая держава?

Договор между США и Советским Союзом по ПРО от 1972 года был не только основным элементом системы ядерного сдерживания, но документальным свидетельством состояния стратегического паритета между двумя сверхдержавами. С тех пор мир кардинально изменился. Колосс мировой системы социализма во главе с СССР, подточенный изнутри бездарной, порой и просто предательской политикой своего коммунистического руководства, рухнул под собственной тяжестью, не выдержав экономического соревнования с Западом.

Стержнем этого соревнования была навязанная нам Америкой гонка вооружений, которая вконец обескровила советскую экономику. А проиграв экономически, мы проиграли политически и идеологически. Но это был только первый шаг. Вторым шагом было приведение к власти в России полностью подконтрольной США политической группировки, перед которой ставились уже более конкретные задачи. В политической области надо было выстроить такую систему формирования элиты, при которой наверху при всей многовариантности выбора всегда бы оказывались нужные Западу и вполне управляемые деятели.

В экономической области надо было создать в России такую модель рыночной экономики, которая сохраняла бы основные экономические рычаги в руках крупной прозападной олигархической буржуазии, консервировала бы сырьевой характер экономики, генерировала наращивание внешнего долга и обеспечивала беспрепятственный вывоз из страны капиталов и интеллекта. Превращала бы Россию в рынок сбыта товаров и – в лучшем случае – грязных технологий при минимуме западных стратегических инвестиций. В идеологической области надо было на фоне иллюзии возможности построения деидеологизированного государства создать идеологический вакуум, дезориентировать общество, развратить молодежь, навязав соответствующие взгляды, стереотипы поведения и разрушив остатки системы патриотического и нравственного воспитания.

Все это делалось под стандартными лозунгами: выход России из изоляции, интеграция в мировую экономическую систему, восприятие в качестве основы мировоззрения так называемых общечеловеческих ценностей. Нет ни границ, ни врагов, а заодно нет и союзников и национальных интересов. Инструментарий использовался также стандартный и проверенный: демократия, свобода слова, борьба за права человека. По форме – сплошной прогресс и гуманизм – не подкопаешься. А по содержанию и направлению использования все эти достижения цивилизации – не более чем инструменты давления, продвижения в высшие эшелоны власти продажных демагогов, легализация подрывной деятельности, связывание рук в борьбе с подрывными и преступными элементами и проч.

Конечная цель: превращение России из суверенного государства в расчлененную и контролируемую территорию с наполовину (как минимум) сокращенным населением, главное предназначение которой – снабжать цивилизованные страны Запада дешевым сырьем. Все вышеизложенное можно было бы посчитать коммунистическими бреднями, если бы не было изложено в доктринах Аллана Даллеса, Збигнева Бжезинского, Генри Киссинджера и других идеологов, стоящих за кулисами российской перестройки. А главное, если бы это не было выполнено почти на 100%. Почему почти? – потому что остался пока еще не выполненным последний третий пункт программы – ее конечная цель. Все остальное происходило у нас на глазах.

Стоит ли удивляться тому, что США теперь решили закрепить формально фактически уже произошедший слом стратегического паритета? Сначала осторожно и сдержанно с демократической деликатностью Клинтона, а теперь открыто и напористо с республиканской размашистостью Буша Америка заявляет об изменении доктрины национальной безопасности и создании НПРО, а по сути о начале нового витка гонки вооружений. Дело почти решенное, остались формальности: успокоить Европу, соблюсти видимость приличий по отношению к России. И вот из-за океана уже прибывает представительная делегация – убеждать, консультировать, уговаривать, объяснять.

По первым прикидкам, стоимость новой программы обойдется США почти в триллион долларов. Но даже если речь пойдет о половине этой суммы, все равно масштабы расходов обескураживают. Зачем? От кого намерена защищаться самая мощная на сегодняшний день мировая держава? Оказывается, от международных террористов и так называемых стран-изгоев, к которым США в зависимости от ситуации и по своему усмотрению могут причислить всех тех, кто осмеливается открыто заявлять о неприятии американского диктата.

Все это звучит по меньшей мере смешно. Да, террористы, наверное, могут изготовить ядерный заряд и доставить его на территорию США, но либо в кейсе, если этот заряд небольшой, либо на пароходе, если заряд мощный. В любом случае, в борьбе с такой угрозой ядерный зонтик стоимостью в триллион долларов бесполезен. Нужны другие, специфические методы. Что касается стран-изгоев, то, несмотря на наличие ракет, они также не могут представлять серьезной угрозы Штатам, потому что их средства доставки не в состоянии прорвать ту американскую противоракетную оборону, которая уже имеется. Так что эту угрозу если и можно рассматривать серьезно, то только теоретически и только в весьма отдаленной перспективе. Получается, что вся эта аргументация высосана из пальца.

Но не будут же практичные американцы швырять на ветер сотни миллиардов долларов только по прихоти какой-то там ковбойской администрации. Значит, дело в другом.

На сегодняшний день у Америки есть только два стратегических конкурента, ядерная мощь которых может представлять реальную угрозу. Это Россия и Китай. Но если конфронтация с Россией осталась как бы немножко в прошлом, то конфронтация с Китаем – дело будущего, к которому надо готовиться уже сейчас. Впрочем, и с Россией не все так просто. Внешнее управление со стороны Вашингтона явно провалилось: развалить развалили, а что делать дальше с этим гигантом, никто толком не знает. А учитывая рост антиамериканских настроений, уязвленное чувство национального достоинства, волну патриотизма, непредсказуемость и неуправляемость (с точки зрения Вашингтона) президента Путина, возрождение экономики и прочее, кто поручится, что через 5-10 лет Россия вновь не станет великой державой? Тут-то новый "зонтик" и пригодится.

Впрочем, если Россия примет вызов и попытается ответить адекватно, включившись в новую ядерную гонку, то это будет чревато для нее новым экономическим крахом, дестабилизацией, социальным взрывом и территориальной дезинтеграцией, поскольку ослабленная экономика такого напряжения уже точно не выдержит. Таким образом, против российского гипотетического "лома" будет обеспечена не только двойная защита, но и заложен механизм окончательного саморазрушения. Тем более что один раз это уже сработало. Однако все эти сценарии имеет смысл рассматривать, только если ситуация в России будет развиваться для США негативно, то есть если Россия вдруг начнет проводить действительно самостоятельную политику и если у власти в нашей стране укрепится команда, отстаивающая российские национальные интересы. Если же нет, то и беспокоиться не о чем.

Другое дело Китай, с его растущей экономикой, военным потенциалом, огромным населением, влиянием на тихоокеанский регион, мощной диаспорой (в том числе и в США) и компартией у власти. Но главное, Китай неуправляем. Там практически нет пятой колонны, там преступников не выбирают депутатами, а расстреливают на стадионах, там "общечеловеческим ценностям" предпочитают свою многовековую культуру, там вместо разговоров о "правах человека" культивируют конфуцианские традиции долга и обязанностей человека, на какой бы иерархической ступени общества он ни находился. Китайское общество дисциплинированно и относительно монолитно, а молодежь воспитывается в духе патриотических традиций.

Пока Китай (а тем более в одиночку) не соперник Штатам. Тут у них нет сомнений. Но что будет лет эдак через 10-15? И хорошо, если Россия к тому времени станет совсем ручной, погрязнув в локальных, навязанных Западом войнах с мусульманами по периметру своих границ и в перманентных экономических неурядицах. А что, если славян не удастся столкнуть с исламским миром, а Россию сделать буфером между Китаем и Западом? А что будет, если она вдруг повернется лицом к Востоку, осознав наконец свои глубинные цивилизационные корни? Россия и Китай вместе – это страшная сила. А что, если к ним присоединится Индия, Иран? А что, если объединенное мусульманство повернется против западного сообщества?.. Это будет уже совсем другая геополитика, другой мир, другой порядок, где не будет места доминированию США и атлантическому глобализму.

Об этом не могут не думать атлантические стратеги, предлагая создание НПРО. Поэтому решение, скорее всего, будет принято, а Европа, покочевряжившись для вида, как всегда согласится. Российские же дипломаты утрутся и будут разводить руками, поглядывая наверх. А наверху зубовный скрежет будет перемежаться с криками о недопустимости не то что ссориться – даже раздражать Штаты, поскольку мы бедные и хотим в цивилизацию. А еще будут кричать, что мы на самом деле европейцы и будем с Европой, раз американцы такие плохие. И еще много будет всякой ерунды, но это все до поры. Ибо правы заокеанские стратеги в своих опасениях. Если Россия не захочет быть раздавленной окончательно, то логика истории неумолимо приведет ее к тому сценарию международного поведения и внутреннего развития, которого Штаты больше всего боятся. И правильно делают.

Выбор читателей