Красноярский гамбит. Каста неприкасаемых

По мнению сотрудников администрации Красноярского края, целый ряд депутатов, которые призывали не передавать дело Быкова в суд, в прошлом были связаны бизнесом со структурами "алюминиевого короля". Многие законодатели знакомы с Папой Толей лично

Семейное родство, или Солидарность по мандату

Справедливости ради заметим, что уважаемые депутаты, дотошно интересующиеся автотранспортом Александра Лебедя и его заместителей, передвигаются отнюдь не пешком или на рейсовом автобусе. Местные законодатели, чья зарплата в среднем приблизительно соответствует окладу заместителя губернатора края (5-7 тысяч рублей), предпочитают иномарки. Так, в почете у депутата Вячеслава Новикова автомобили "Тойота". Между прочим, цена такой "игрушки" около 50 тысяч долларов.

Одновременно с декларацией борьбы за чистоту рядов исполнительной власти, превратившейся в фарс, депутаты Законодательного собрания Красноярского края отчаянно отбивали от правоохранительных органов своего коллегу Анатолия Быкова. 11 апреля, когда в Законодательном собрании было принято решение отказать прокуратуре в передаче дела в суд, народными избранниками края было сказано много удивительных фраз. Во-первых, депутаты посчитали, что Папу Толю преследуют "по политическим мотивам". Председатель Законодательного собрания Александр Усс своеобразно подогрел публику перед голосованием, признавшись, что ему позвонил молодой человек, якобы от Анатолия Быкова. Неизвестный посоветовал "вести себя правильно, иначе он (БыковАвт.) расскажет такое, что принесет мне (то есть УссуАвт.) неприятности". Депутаты расценили такой звонок как провокацию и... фактически проголосовали за свободу Анатолия Быкова. Словом, интриги захлестнули Красноярск. Еще до начала голосования по Быкову в крае поползли слухи о том, что депутатов пытаются подкупить. Кто? Неизвестно. Причем назывались и конкретные суммы – от 20 до 50 тысяч долларов. Спикер собрания охарактеризовал такую информацию в характерной для него манере: "Знаете, это вот Новиков все знает, наверное, ему кто-то там предлагал. Мне никто не предлагал...".

Тот же депутат Пащенко так обосновал свою позицию журналистам: "Я считаю, что дело Быкова сфабриковано... За Быкова я и из чувства сибирского патриотизма – не трогай наших! Именно в этом деле наиболее ярко проявилась война, которую Москва ведет против провинции". В деле Анатолия Быкова депутаты пользуются весьма оригинальной военной терминологией: "наши" и "ваши". А депутат Вячеслав Новиков, как метко заметили в местной прессе, пояснил, что законодатели в этом случае "выполняют функцию своеобразных присяжных, которые изучают доводы обвинения и защиты, после чего и принимают свое решение". Простите, господа "присяжные законодатели", а куда же в этом случае делся наш, настоящий суд, который, как известно, самый гуманный в мире?

По мнению сотрудников администрации Красноярского края, целый ряд депутатов, которые призывали не передавать дело Быкова в суд, в прошлом были связаны бизнесом со структурами "алюминиевого короля". Многие законодатели знакомы с Папой Толей лично. Увидев успех "Блока Анатолия Быкова" на выборах в горсовет Красноярска, они рассчитывают на поддержку "лефортовского узника" на очередных выборах, которые состоятся через полгода.

Генеральная прокуратура России пришла к выводу: Законодательное собрание Красноярского края, отказав в передаче дела гражданина Быкова в суд, вольно или невольно превысило свои служебные полномочия. Депутаты имели право рассматривать несколько другие вопросы. Например, обоснованно ли возбуждено уголовное дело, предоставлена ли Быкову защита, не нарушаются ли его права при содержании под стражей. Но избранники народа, переквалифицировавшись в юристов-заочников, принялись изучать весомость доказательной базы, давать оценки и проводить собственную экспертизу доказательств, которые были представлены в уголовном деле. Законодательное собрание, о котором в Красноярске говорят как о вотчине Папы Толи, выполнило функцию защиты от социального контроля лица, привлеченного к уголовной ответственности за особо тяжкие преступления. Генеральная прокуратура сочла такое решение незаконным и обратилась с иском в судебные инстанции. Несколько дней назад суд Красноярского края признал незаконным постановление депутатов краевого парламента об отказе в санкции прокуратуре на передачу в суд дела Анатолия Быкова. Казалось бы, законность наконец-то восторжествовала. Но тем не менее народные избранники проявляют желание бороться за интересы экс-"алюминиевого короля" Сибири до конца.

Впрочем, этой особой категории людей, коими являются народные избранники, всегда были присущи некая сверхкорпоративность и "чувство локтя". Депутаты редко когда сдавали своих как на федеральном, так и на местечковом уровне. К примеру, за все время существования Государственной думы лишь несколько парламентариев были лишены неприкосновенности, в частности, небезызвестные Хачилаев и аферист Мавроди. Депутаты всех мастей превратились в самую неприкосновенную касту на постсоветском пространстве. Парламентарии сами придумали законы о собственной недосягаемости извне. В принципе, провинившегося коллегу законодатели могут вызвать на ковер, устроить взбучку, что угодно: капустник, товарищеский суд, этакий междусобойчик, где не выносится сор из избы. Красноярские избранники только подтверждают это классическое правило.

Около года назад в Законодательное собрание края поступило прокурорское обращение на передачу в суд дела депутата Тамары Беляевой, которая обвинялась сразу по трем (!) статьям Уголовного Кодекса. Речь шла о присвоении бюджетных средств, выделенных на социальные нужды, в том числе программы для детей, подделке документов и превышении служебных полномочий. И хотя доказательная база уголовного дела была оформлена с соблюдением законности, депутаты ответили дружным отказом. Почему? Видимо, кто-то из избранников народа априори предполагает уголовное преследование за совершенные когда-то "грешки" и просто боится создать прецедент. Иначе чем объяснить рассуждения спикера ЗС Александра Усса в беседе с одним из журналистов, когда на вопрос по поводу слухов о возможном привлечении его к уголовной ответственности доктор юридических наук фатально роняет, что в этой жизни может быть все.

Интересно, что уголовные дела в отношении родных и близких депутатов возбуждались и прекращались не единожды. В свое время один из родственников Александра Усса взял кредит в краевой администрации на сумму больше 1 миллиона немецких марок. Как предполагалось, средства должны были пойти на создание сети предприятий быстрого питания. Причем начальником Правового управления администрации, который давал юридическую оценку заключаемым договорам, был заместитель губернатора... Александр Усс. Прошло время, возникли проблемы с возвращением кредитов. В итоге уголовное дело по данному факту, расцененное господином Уссом как провокация и политическое преследование, прокуратура Красноярского края прекратила.

...Анатолия Быкова чтут не только красноярские избранники народа. По мере возрастания "империи" у Папы Толи появилось множество друзей в столь ненавистной Москве. Еще год назад за спиной "алюминиевого короля" стояли серьезные политические силы. В те дни, когда в Красноярском крае работала комиссия МВД России под руководством генерала милиции Владимира Колесникова, из Москвы в Сибирь отбыл депутат Госдумы господин Митрофанов. Либеральный демократ устроил на КрАЗе акцию поддержки Анатолия Быкова.

Вообще Папа Толя пользовался у ЛДПР особой любовью. Под №2, вместе с другой колоритной личностью – Михасем, Быков фигурировал в избирательном списке ЛДПР на прошлых думских выборах. Но затея провалилась. После отказа партии от участия в выборах Владимир Жириновский моментально создал избирательный блок имени себя, в котором скандальным персоналиям места уже не нашлось. Но рядовые партийцы не отказались от "короля" и после такого провала. По некоторым данным, депутат от ЛДПР господин Демин встречал Анатолия Быкова 11 апреля в лефортовском суде. Но освобождение так и не состоялось. Гостил депутат Демин и на вилле Папы Толи в поселке Овинный, который пользуется у красноярцев дурной славой.

Проклятье коттеджей поселка Овинный

Когда мы проезжали мимо шести роскошных особняков из красного кирпича, выглядевших чудом на фоне скромных дач красноярцев, нас "сканировала" охрана. Во избежание неприятностей фотографировать коттеджи в поселке Овинный пришлось на расстоянии.

...4 октября 2000 года в Овинном был арестован Анатолий Быков. С тех пор особняки практически необитаемы. Лишь бдительные сторожа с собаками ждут хозяев, которые в былые времена, изумляя дачников – пенсионеров по соседству, – наведывались на отдых прямо на вертолетах. Один из домов принадлежит "алюминиевому королю". А кто же владеет остальными пятью особняками? Какова история появления на свет этого закрытого комплекса?

Судя по документам, строительство особняков вело научно-техническое объединение "Сантр", про которое в Красноярске не знает никто. Информации о такой фирме просто не существует в природе. Неизвестна судьба и генерального директора этой структуры господина М.Агаева. Красноярским журналистам удалось выяснить лишь то, что земля, на которой появились роскошные апартаменты, когда-то принадлежала Красноярскому заводу телевизоров, который намеревался возвести здесь жилье для своих работников. Однако новые владельцы выкупили эту территорию.

Овинный охраняется часовыми на специальной вышке. Применяется система видеонаблюдения и регистрации. По некоторым данным, персональный особняк Папы Толи связан с подземным ходом.

Здесь часто гостил красноярский бомонд – политики, коммерсанты, спортсмены и просто авторитетные люди. К их услугам – тренажерные залы, бассейны, сауны, собственная электроподстанция, спутниковая антенна, гаражи и вертолетная площадка.

Еще в апреле 1999 года происхождение и количество средств, потраченных на возведение этого массива, стали причиной для возбуждения в отношении Быкова уголовного дела. По материалам следствия, в период с 1992 по 1997 годы Анатолий Быков потратил на строительство и отделку шести коттеджей более 350 миллионов неденоминированных рублей. Причем, как свидетельствовали документы уголовного дела, эти суммы поступили из кредитов, которые так и не были погашены.

В первоначальном списке застройщиков фигурируют шесть фамилий. Это Андрей Инин, Игорь Колчин, Юрий Демоев, Александр Наумов, Олег Стяжков и Анатолий Быков. Остановимся на персоналиях подробнее.

Двое из пайщиков, Колчин и Стяжков, отказались от участия в проекте еще до начала грандиозной стройки. Причем 35-летний Олег Стяжков, считавшийся одним из лидеров ОПГ, входящей в "алюминиевую империю", был осужден за грабеж и приговорен к трем годам лишения свободы. После освобождения несколько раз задерживался правоохранительными органами. По некоторой информации, недавно был арестован в Таиланде сотрудниками Интерпола.

Александра Наумова расстреляли 24 августа 1994 года. Еще один застройщик комплекса в поселке Овинный, Андрей Инин, пропадает без вести практически в один день с убийством Наумова. Злые языки утверждали, что Инин осмелился выступить против генеральной линии хозяина "алюминиевой империи". Коттедж пропавшего молодого человека по поддельным документам переходит еще к одному фигуранту – Сергею Исмаилову, который, по некоторым данным, исполнял обязанности киллера и носил кличку Челентано. В 1996 году Исмаилов также пропадает без вести. Предположительно, временный хозяин одного из коттеджей был убит как нежелательный носитель информации.

Подробности гибели Юрия Демоева, написавшего заявление о постройке собственного особняка 12 мая 1992 года, неизвестны. Он был убит при загадочных обстоятельствах. Расследование уголовного дела превратилось в привычный для Красноярска "висяк".

Из всех компаньонов в комплексе поселка Овинный на хозяйстве остался лишь Анатолий Быков.

Продолжение следует

Выбор читателей