Рыночная стоимость "Эха Москвы" может упасть

Многие журналисты "Эха Москвы" останутся на радиостанции, по крайней мере, до тех пор, пока будет возможность заниматься своим делом без вмешательства руководства

А.Венедиктов
Вчера в средствах массовой информации появились сообщения о том, что среди журналистов радиостанции "Эхо Москвы" произошел "глубокий раскол", грозящий привести к весьма печальным последствиям. Помня о судьбе других СМИ, входивших в "Медиа-МОСТ", "Yтро" решило поинтересоваться о событиях, происходящих в коллективе радиостанции, что называется, "из первых рук". На вопросы нашей газеты отвечает сотрудник "Эха Москвы", пожелавший остаться неназванным. Тем не менее, взгляд изнутри, как нам кажется, поможет читателям "Yтра" составить собственное мнение обо всем, что происходит вокруг "Эха" в последнее время.

"Yтро": Насколько соответствует действительности информация о расколе в коллективе "Эха Москвы"?

- Дело все в том, что коллектив радио, как и любой другой, - явление неоднородное. Существуют люди, которые занимают более высокое положение, которые входят в директорат и другие управленческие структуры, существуют разные службы (культуры, информации и т.д.), и, несмотря на то, что все друг друга достаточно хорошо знают, у всех друг с другом сложились разные отношения. Но говорить о каком-то серьезном расколе, который бы сказывался на редакции в целом, нельзя. Такого не существует. Другое дело, что существуют разные мнения у разных журналистов – это факт.

"Yтро": Какова сейчас обстановка в коллективе "Эха Москвы"?

- Нормальная. Ничего такого особого не происходит. Всех, конечно, волнует происходящее, поскольку ощущается достаточно сильное психологического давление. Всех волнует ситуация стабильности или нестабильности на "Эхе". Непонятно, что будет происходить дальше, поэтому некоторая нервозность наблюдается.

"Yтро": Как Вы считаете, кто более настроен на борьбу за независимость "Эха" от "Газпрома" и сохранение нынешней редакционной политики: руководство или рядовые сотрудники?

- Дело в том, что по уставу радиостанции, у нас существует Совет директоров, который занимается коммерцией, и существует редакция, которая определяет редакционную политику. Два этих организма, хоть и связаны между собой, друг на друга влияния не оказывают. Иными словами, журналисты не вмешиваются в коммерческие дела, это им строго запрещено. С другой стороны, Совет директоров не диктует, какую информационную политику проводить. Если Устав переписан не будет, то мало что может измениться. Понятно, что в настоящее время контрольный пакет акции принадлежит "Газпрому", следовательно, возможно изменение Устава, следовательно, возможна ситуация, когда Совет директоров не только меняет генерального директора (что, кстати, не менее болезненно может отразиться на большинстве сотрудников радиостанции, чем увольнение главного редактора), но и может изменить редакционную политику. Речь, прежде всего, идет о замене главного редактора, коим в настоящее время является Алексей Венедиктов. Тогда, естественно, происходят разного рода конфликты.

Сейчас речь идет о том, чтобы выкупить часть пакета, которых принадлежит "Газпрому", чтобы контрольным пакетом владел журналистский коллектив. До недавнего времени речь шла о 33% акций, теперь, насколько я знаю, "Газпром" поставил условие о покупке 50%. Если такого рода сделка состоится, то тогда никаких внешних изменений на радиостанции не произойдет. Если же по тем или иным причинам, включая давление, которое может быть оказано на "Газпром", продажа акций не состоится, то часть журналистского коллектива, не исключая главного редактора, "Эхо Москвы" покинет.

Дальше, естественно, возникает вопрос, а куда уйдут журналисты? Сам Венедиктов неоднократно заявлял, что если он и будет работать, то в независимом, или даже западном средстве массовой информации. Насколько его устраивает работа на телевидении, пока не понятно. Поэтому всякие сведения о том, что Венедиктов уходит на ТВ-6, нуждаются в проверке. Любопытно, почему такие слухи появляются. Возможно, они связаны с какими-то телевизионными или коммерческими делами. Но как только уходит часть коллектива радиостанции, рыночная стоимость ее акций тут же падает.

"Yтро": Венедиктов обсуждал с коллективом перспективы "Эха"? Что будет, если с "Газпромом" договориться не удастся?

- Все те обсуждения, которые уже состоялись, были достаточно давно. О том, что радиостанция находится под достаточно сильным прессингом, было заявлено еще до всех событий с НТВ. После этого никаких собраний не проводилось, за исключением того, что коллектив "Эха" еще раз подтвердил полномочия Венедиктова.

"Yтро": Наверняка многие сотрудники радиостанции готовят для себя "запасные аэродромы"?

- На самом деле, все это сделать достаточно трудно. В той ситуации, которая продолжается уже более года, мысли такого рода приходят. Люди работают в состоянии постоянного психологического прессинга. Пример НТВ и других СМИ "Медиа-МОСТа" довольно хорошо показывает, во что это все выливается.

"Yтро": После истории с НТВ не стали ли передачи "Эха" более лояльными по отношению к Кремлю и "Газпрому"?

- Ничего особенного в этом плане не происходит, хотя после того, как ситуация с НТВ разрешилась, никаких уж больно сильных наездов не было. Но у "Эха", в отличии от того же НТВ, эфир четко разделен на информационный и аналитический. Поэтому у нас существует, например, комментарий Черкизова, который интонационно может совершенно не меняться, и существуют новости, которые, как правило, комментариев не подразумевают. К тому же есть много передач, с политикой не связанных. Никто никаких установок специально не дает.

"Yтро": Как Вам видится дальнейшее развитие ситуации вокруг радиостанции?

- Можно представить две ситуации: или все остается, как есть, "Газпром", допустим, мирится с существование Венедиктова и той редакционной политики, которая сейчас существует, или "Газпром" идет на какие-то изменения, в первую очередь, конечно, убирает главного редактора. Если ряд руководителей радиостанции не будет устраивать "Газпром", то часть ведущих журналистов, которые определяют лицо радиостанции, уйдет, другая останется, причем не по причинам идеологическим, а по причинам экономическим.

Всем понятно, что у многих существуют семьи, все так или иначе упирается в заработную плату. Журналистский рынок очень сильно пострадал в результате историй, произошедших, в том числе и с НТВ. Журналисту найти работу теперь достаточно сложно. Люди, которые не первый год в журналистике, прекрасно понимают ситуацию. Не говоря уже о том, что издание изданию рознь, квалифицированный журналист, привыкший получать неплохие деньги, вряд ли пойдет в какую-нибудь газету с неустойчивым финансовым положением. Многие останутся, по крайней мере, до тех пор, пока будет возможность заниматься своим делом без вмешательства руководства. Кстати, Венедиктов этого тоже не скрывает, говоря, что часть коллектива уйдет, а часть останется. Может быть, даже большая часть радиостанции останется.

"Yтро": Так или иначе, собственник радиостанции будет меняться: будь то "Газпром", творческий коллектив или инвестор. Существует ли при этом угроза превращения "Эха" в развлекательное радио?

Многое, конечно, зависит от того, какой будет редакционная политика. Но "Эхо Москвы" имеет свой рейтинг и имидж как радиостанция информационная. И в этом ее уникальность. Прямыми нашими конкурентами являются "Радио России" и "Маяк". Трудно себе представить, каким образом можно превратить "Эхо Москвы" в просто развлекательную радиостанцию. Если существующий механизм сломать, то это будет совершенно другая организация.

Выбор читателей