Чего добивается Гантамиров?

В Чечне вновь меняются руководители. Отставка Гантамирова с поста мэра Грозного вызвала неоднозначную оценку в республике и России в целом. Что стоит за этим шагом воевавшего в Грозном главы промосковского ополчения?

Как уже сообщалось, вчера подал в отставку мэр Грозного Бислан Гантамиров. Причем это случилось именно в тот момент, когда в республике не оказалось первых лиц. По сообщениям информагенств, и Ахмад Кадыров, и глава кабинета министров Чечни Станислав Ильясов вчера находились в командировках в других регионах России. Мэр Грозного принял добровольное решение в свойственной ему манере, "стремительно" и "бесповоротно".

Восстание Гантамирова "из пепла" состоялось в самый разгар контртеррористической операции. Бывший заключенный (а Гантамиров отбывал срок за хищение бюджетных денег в 1996 году, когда руководил администрацией чеченской столицы) возглавил ополчение, воевавшее на стороне федеральных сил. Костяк этих отрядов составили бывшие сотрудники МВД Чечни, которые подвергались преследованиям при режимах Дудаева и Масхадова, а также традиционные сторонники Гантамирова. Как известно, еще в начале 90-х годов тот, будучи в чине лейтенанта милиции, имел вооруженный отряд, считался одним из полевых командиров и поддерживал Дудаева. Однако очень быстро эта взаимная привязанность превратилась в кровную вражду.

В конце 1999 и начале 2000 годов "полулегальные" формирования Гантамирова воевали в Урус-Мартане, где получили высокую оценку сразу нескольких российских военачальников, в том числе генералов Шаманова и Казанцева. Гантамиров с помощью своих бойцов освободил родовое селение Гехи, где однажды попал в засаду боевиков. В перестрелке погибли и нападавшие, и чеченские милиционеры, но сам Гантамиров не пострадал. В декабре 1999-го и январе-феврале 2000-го ополченцы воевали в Грозном, несли потери, но все же сумели оттеснить боевиков из нескольких кварталов в Октябрьском, Ленинском и Заводском районах Грозного. Во время боевых действий Гантамиров несколько раз проводил переговоры с командирами групп боевиков. В результате около ста оборонявшихся, раненых и обмороженных, сдались федеральным силам под гарантии экс-мэра Грозного. Правда, именно после штурма Грозного боевики объявили охоту на Гантамирова. По некоторым данным, он причастен к знаменитой операции "Охота на волков", когда при выходе из блокированного Грозного отряды Басаева, Исрапилова и Лечи Дудаева вывели прямо на минные поля и расстреливали из минометов. Владимир Путин во время посещения Чечни в начале прошлого года высоко оценил заслуги Гантамирова. А в российском Генштабе даже приготовили представление на звание Героя России. Однако 23 февраля 2000 года, когда на взлетке грозненского аэропорта "Северный" генералы Казанцев, Трошев и Шаманов получили очередные звания и золотые звезды, про Гантамирова забыли.

Очередную неожиданность союзнику федеральное руководство преподнесло в виде назначения главой Чечни Ахмада Кадырова. Гантамиров отказывался работать с муфтием Чечни, обвинял его в покровительстве бывшим дудаевцам, но в итоге, поняв бесперспективность своих попыток "показать правду", первым пошел на мировую. Соглашение было достигнуто в одном из номеров московской гостиницы "Президент-Отель". Кадыров и Гантамиров с родственниками (на встрече присутствовали братья и отец Бислана) заключили своеобразный "пакт о ненападении". В итоге бывший мэр Грозного вновь вернулся на эту должность и был назначен первым заместителем главы администрации республики.

Впрочем, на посту мэра у Гантамирова не заладилось. В отличие от первой чеченской кампании, в Грозный пока так и не хлынул обещанный поток бюджетных средств. Как рассказал корреспонденту "Yтра" глава администрации Ленинского района Грозного Хизир Чагаев, к концу марта в столицу, и именно в его район, не поступало никаких денег. Восстановительные работы в городе даже не начинались.

Деятельность Гантамирова всегда вызывала неоднозначную оценку среди самих чеченцев. Так, комментируя его отставку, в московском офисе представительства республики подчеркнули, что Гантамиров оказался "не способен навести элементарный порядок в городе", вместо этого занимаясь "интригами" и "саморекламой".

Если в прошлом году многочисленные комментарии мэра Грозного в российских СМИ излучали оптимизм, то зимой и весной 2001 года он стал крайне резок в оценках действий как федеральных сил, так и чеченской милиции. Гантамиров, называя себя "командующим чеченской милицией", требовал очистить ряды МВД Чечни от пособников и шпионов боевиков, однако дистанцировался от конкретных действий. В то же время мэр Грозного не раз заявлял, что поощряет, в том числе и материально, действия своих сторонников, уничтожающих террористов в городе, хотя и не называл источников этого финансирования. Словом, неопределенность и недосказанность были характерны для всего второго мэрского срока Гантамирова.

Волна убийств русскоязычного населения Грозного весной этого года, когда за полтора месяца в городе было убито более сорока пожилых людей, привела к тому, что полпред президента в Южном федеральном округе Виктор Казанцев вызвал Гантамирова на ковер и потребовал навести в Грозном порядок. Мэр приказал чеченским милиционерам убивать террористов на месте без суда и следствия, чем вызвал недоумение в Москве и пристальный интерес прокуратуры. По всей видимости, это и переполнило чашу терпения не имеющего властных рычагов Гантамирова. Получивший поддержку российского президента год назад, окрыленный, а затем посчитавший себя обделенным, мэр Грозного не сдержал обиды. Сначала он неожиданно обвинил бывшего главу МВД Владимира Рушайло в издании приказов о преследовании и притеснении чеченцев в России и отказался от положенной ему как федеральному служащему аттестации, а потом заявил об отставке. Пока неизвестно, останется ли Гантамиров на посту заместителя главы администрации республики. По некоторым данным, дважды экс-мэр может заняться политикой в Москве. По другой информации, Гантамирова готовят к новым ответственным поручениям в силовых структурах Чечни. Впрочем, не исключено, что отставка Гантамирова предваряет большие изменения в республике. Именно хозяйственника, человека, остающегося вне политики, видит Москва в должности столичного мэра Чечни. Гантамиров же никоим образом не подходит под этот стандарт. Плюс ко всему, руководство Кремля не наступит дважды на старые грабли, поставив Гантамирова на распределение финансов. Глава ополчения тяготеет к силовому блоку, и ради этого специально "под него" могут придумать силовую должность и присвоить ему генеральское (полковничье) звание.

Выбор читателей