“Устав партийной службы”

Многие эксперты характеризуют нынешний режим в России, как режим “управляемой демократии”. С принятием нового закона о партиях “управляемости” в России станет еще больше, а демократии - еще меньше

Пару месяцев тому назад, когда Дума принимала в первом чтении закон “О политических партиях” - один из важнейших в серии инициатив Президента России по построению т. н. “вертикали власти”,- казалось, что ко второму чтению он будет переписан практически набело. Депутаты из самых разных фракций обрушили тогда на текст, подготовленный в недрах Центризбиркома, шквал критики. Их недовольство вызывало буквально все. Государственное финансирование партий. Репрессивно-бюрократический характер регистрации и ликвидации партий. Право государства на приостановление деятельности партий. Ликвидация региональных и местных политических организаций. Многочисленные формальные требования к партиям, дающие возможность их изнурительных и мелочных проверок со стороны ведомств. И многое другое.

После принятия законопроекта в первом чтении критика депутатов вылилась в поданные полторы тысячи (!) поправок. Казалось, теперь уж точно законопроекту не миновать основательной переделки.

Однако в ходе работы в профильном комитете Думы все серьезные поправки были отклонены и сегодня проект готов ко второму чтению практически в первозданном виде. Небольшие косметические улучшения не меняют главных параметров документа, который значительно пересматривает правила политической жизни России. Большинство фракций уже заявили о своей готовности голосовать за этот текст, и нет сомнений, что мы обретем новый закон о партиях еще до летних думских каникул.

Каковы же будут последствия появления этого закона? Решит ли он главную задачу, провозглашенную главой государства при его внесении в Думу - а именно, способствовать появлению нескольких сильных, массовых и авторитетных партий, выражающих политическую волю граждан?

Первым результатом действия нового закона будет ликвидация множества ныне существующих небольших партий. Им дается два года на перерегистрацию в соответствии с требованиями нового закона. Но сделать это будет нелегко. Для начала надо будет набрать (и доказать документально) наличие 10 тысяч членов партии, при этом не менее чем в 45 региональных организациях надо доказать наличие не менее ста членов партии. Доказать - это значит передать чиновникам Минюста персональные данные (паспортные и иные) о всех десяти тысячах членах партии. Кроме того, есть еще большое количество бумаг, которые необходимо составить для регистрации партии, включая документы, отвечающие на сложные имущественные и финансовые требования нового нормативного акта. Регистрация партии по будущему закону - процедура не для слабонервных. И пройти ее смогут только очень богатые или близкие к властям структуры. Простым гражданам можно не беспокоиться - это игра не для них.

Результатом перерегистрации и регистрации новых партий станет, по-видимому, подтверждение официального статуса нынешними думскими партиями (КПРФ, “Единство”, СПС, “Яблоко”), а также теми, кого поддержит Кремль или в кого будут вложены чьи-то шальные деньги. Всего число зарегистрированных партий будет от 20 до 50 (вместо нынешних 150). Стоит ожидать появления “кооперативов” по созданию партий. Скоро можно будет найти в газетах объявления вроде “Создадим партию “под ключ”! Обращаться по телефону ... (Беспроблемная регистрация в Минюсте гарантирована!)” Говорить о специфических формах коррупции, которые возникнут во всех заинтересованных ведомствах, думаю, излишне.

Вторым следствие принятия нового закона станет дальнейшее сокращение числа граждан, активно участвующих в политической жизни страны. Их и так до слез мало. По некоторым оценкам, число граждан России, принимающих участие в деятельности политических общественных организаций не превышает 0,5 - 0,6% от численности взрослого населения. При этом львиная их часть - члены КПРФ. В то время как в западноевропейских странах даже при нынешнем кризисе партийной системы их число колеблется от 4 до 8% взрослого населения. Новый закон лишает права участия в политической жизни (и в первую очередь, в выборах) сотни региональных и местных общественно-политических организаций, в которых состоят многие тысячи граждан России. Авторы закона рассчитывают, что закон принудит их вступать в федеральные партии. Мол, им просто некуда будет деться. Но произойдет скорее совсем другое. Те немногие, которые сегодня участвуют в работе региональных и местных политических организациях, просто плюнут на все и вообще перестанут участвовать в политической жизни.

Вытеснение из политической жизни региональных и местных политических организаций может повлечь еще один негативный результат. Ограничение права участия в легальных формах политической борьбы способно подтолкнуть ряд националистически и областнически настроенных структур в регионах к активизации внепарламентских форм политической деятельности.

Целый букет следствий влечет за собой вводимое законом гоcфинансирование партий и ограничение размера их бюджетов. Провозглашаемые авторами законопроекта в этой части цели весьма благородны - финансовая прозрачность партий и ограничение “олигархического” на них влияния. Но что может выйти “по жизни”?

Законопроект предполагает, что партия, преодолевшая на выборах в Думу двухпроцентный рубеж, получит по рублю (на сегодняшний день - сумма “привязана” к минимальному размеру оплаты труда) за каждый поданный за нее голос. Кроме того, чтобы получить бюджетные деньги, ей можно провести в Думу не менее 12 депутатов по округам или получить не менее 3-х процентов за своего кандидата в президенты страны. Эти деньги будут перечисляться ежегодно из федерального бюджета. Кроме того, партия может собирать пожертвования от граждан и юридических лиц, но не более, чем на сумму в 2 млрд. рублей в год. Одна фирма не может перечислить партии более, чем 20 млн. рублей, а гражданин - более 2 млн. рублей в год. Партиям можно будет также заниматься широким спектром предпринимательской деятельности, прибыль от которой должна будет направляться на уставные цели.

Как можно увидеть, суммы и возможности немалые. И “олигархический” характер финансирования партий не претерпит особых изменений. Но изменится другое - финансы партий отныне станут всецело доступны плотному госконтролю. Казенные деньги позволят Счетной палате проводить финансовые проверки в любой момент. Кроме того, все перечисления граждан и фирм будут также доступны проверке и контролю. От тех из них, кто рискнет поддержать оппозиционные партии, потребуется немалое мужество. Ведь российская власть умеет доставлять большие и разнообразные неприятности своим критикам и тем, кто им помогает.

Пятым и при этом принципиально важным положением нового закона является запрет для партий осуществлять контроль за исполнительной властью, т. е. за многомиллионной российской бюрократией. В тексте законопроекта читаем, что “лица, замещающие государственные и муниципальные должности ..., за исключением депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов иных законодательных (представительных) органов государственной власти и депутатов представительных органов местного самоуправления, не могут быть связаны решением политической партии при исполнении своих должностных (служебных) обязанностей”. (Выделено мной - В. Р.) Это положние можно толковать следующим образом - премьер-министр или министр, даже выдвинутые на эти посты победившей на выборах партией, не вправе реализовывать программу этой партии, даже если за нее проголосовало большинство граждан. Такое требование закона сохраняет положение дел, при котором правящие страной ведомства остаются практически недоступными для общественного контроля. А партиям остается лишь один обнесенный плотным забором “загон”, где они могут вдоволь “резвиться” - это федеральный, региональные и местные парламенты.

Итак, что мы имеем в итоге? Очевидно, что закон не решает заявленных задач. Вместо роста числа политически активных граждан мы получим сокращение. Вместо упрощения для граждан условий прихода в политическую жизнь мы получим значительное усложнение (и удорожание). Вместо демонополизации “партийного рынка” мы получим его дальнейшую монополизацию. Вместо сближения политического класса и гражданского общества мы получим их дальнейшее отчуждение. Произойдет значительная бюрократизация политической жизни, вторжение в нее таких ведомств, как Генпрокуратура, Минюст, МНС и Центризбирком (увы, ставший уже ординарным ведомством, а не общественным институтом!) Вместо усиления контроля общества за государством (через формируемые обществом и выражающие интересы общества партии) мы получим усиление контроля правящей бюрократии за партиями. Меньше шансов будет на появление сильной конструктивной оппозиции. Вообще, закон правильнее было бы назвать не законом “О политических партиях”, а законом “О государственном контроле за политическими партиями”.

Многие эксперты характеризуют нынешний политический режим в России, как режим “управляемой демократии”. Что ж, с принятием нового закона о партиях “управляемости” в России станет еще больше, а демократии - еще меньше. Принесет ли это всем нам удачу - вопрос будущего.

Выбор читателей