ПРО и контра

Надежный щит, как показывает история, еще никому не мешал. Однако только ли ради него Вашингтон намерен выйти из одного из основополагающих договоров в системе международной безопасности?

Что ни говори, а роста цен, коровьего бешенства или энцефалитного клеща мы в последние годы боялись больше, чем атомной войны. И слава Богу! В свое время сверхдержавы одумались и приложили усилия к созданию достаточно стройной договорной системы, обеспечивающей ядерный паритет. Гарантированное взаимное уничтожение – оно же и гарантированное взаимное выживание. Мы стали жить спокойно, привыкнув к тому, что только самоубийца способен в таких условиях развязать войну, а сумасшедших во главе ядерных держав вроде бы не наблюдается.

Не последнюю роль в рамках этой системы сдерживания играет Договор по противоракетной обороне (ПРО) от 1972 года, ограничивающий возможности сторон в плане наращивания и совершенствования систем ПРО и, соответственно, сдерживающий гонку ядерных вооружений.

Но вот Джордж Буш-младший объявляет о намерении США выйти из этого Договора и развернуть национальную систему противоракетной обороны (НПРО), разумеется, по согласованию со всеми заинтересованными сторонами, то есть с европейцами и, понятное дело, с Россией. Возникает вопрос: а американцам-то почему спокойно не живется? Неужели они и впрямь настолько опасаются ядерного удара из Северной Кореи или, например, Ирана, что почти готовы прыгать в окошко с криком вроде "русские идут"? Едва ли. Тогда зачем же им разрушать сложившийся ядерный паритет?

Попробуем порассуждать. Вообще-то ядерное противостояние США и СССР ушло в прошлое, и Вашингтон не рассматривает нынешнюю Россию в качестве "империи зла" и "главного вероятного противника". Москве вряд ли следует опасаться, что, создав НПРО, американцы сразу же начнут нас нещадно бомбить. Вроде бы незачем; и вообще, в случае массированного ядерного удара мы умрем сразу, а американцы в муках и в недалеком будущем. Для России же затевать сейчас какую бы то ни было войну против США – просто из области фантастики. Достаточно вспомнить соотношение наших военных бюджетов (300:5; разумеется, миллиардов долларов). Таким образом, российско-американской перестрелки не предвидится, в результате чего и поддержание ядерного паритета во многом теряет смысл. Да и сможет ли Москва экономически осилить такой паритет в случае новой ядерной гонки? Создание же НПРО дало бы Вашингтону весьма увесистый и доходчивый аргумент в международных спорах. Впрочем, американская экономическая мощь является куда более эффективным орудием достижения Вашингтоном своих целей на международной арене, нежели угроза применения ядерного оружия. То, что американцы не прочь поиграть мускулами, убедительно показала Югославия, но в отношении возможности нанесения ядерных ударов существуют все же серьезные сомнения.

Надежный щит, как показывает история, еще никому не мешал. Однако только ли ради него Вашингтон намерен выйти из одного из основополагающих договоров в системе международной безопасности? Сомнительно. Намного убедительнее были бы чисто экономические аргументы, а таковые имеются, хотя, казалось бы, в чем корысть вкладывать громадные средства в проекты, не приносящие дохода.

Беспрецедентно продолжительный этап активного подъема американской экономики, по мнению многих, подходит к концу. Сектор информационных технологий уже не играет былой роли "локомотива роста". Для стимулирования развития нужно что-то новое. Этим новым вполне мог бы стать военно-промышленный комплекс, способный обеспечить "второе дыхание" всей экономике США. Кстати, тесные связи республиканцев с ВПК хорошо известны. В случае принятия окончательного решения о развертывании НПРО военная промышленность США может получить заказов более чем на 100 млрд. долларов, а это гораздо ощутимее любых политических резонов. Ради такого "куша" для своих друзей и ради продолжения экономического подъема Буш может и с союзниками поспорить, и с Россией "пободаться", к чему, собственно, администрация США сейчас и приступила, начав активную дипломатическую кампанию. Заместитель министра обороны США Пол Волфовиц уже посетил целый ряд стран НАТО и Россию, но понимания и поддержки американская инициатива толком пока нигде не получила. Исключение составила лишь Великобритания, тоже, однако, высказавшая ряд оговорок. Это и неудивительно, поскольку щит-то планируется создать для американцев, а элементы американской НПРО будут располагаться и в Европе, которая, таким образом, в случае гипотетического ядерного конфликта тоже "свое получит". Впрочем, конкретных очертаний своего щита не представляют и сами американцы (даже министр обороны США упоминал о наличии 12 различных вариантов построения НПРО). Так что о каких-либо деталях говорить преждевременно, чем и объясняется выжидательная позиция европейских союзников Вашингтона.

Ну а что же Россия? Сама постановка американцами вопроса о возможном выходе из Договора по ПРО показывает, что былого страха перед нами в Вашингтоне не испытывают. Раздувать серьезный международный скандал, полностью проигнорировав Россию, американцам едва ли с руки, поскольку это может спровоцировать, помимо прочего, осложнения в отношениях с союзниками, к которым Россия гораздо ближе. Впрочем, к реакции в мире на свои действия в Вашингтоне сейчас относятся достаточно легко. Чего стоит хотя бы отказ от уплаты членских взносов в ООН или выход из Киотских протоколов! Как бы то ни было, за прямую конфронтацию с Россией в столь серьезном вопросе американский налогоплательщик Буша не похвалит. Поэтому для Вашингтона лучше договориться с Москвой "полюбовно". Этому и будет в первую очередь посвящен подготавливаемый сейчас российско-американский саммит.

Отказываться от своих планов в отношении НПРО Буш вряд ли намерен, потому что рисковать "здоровьем" американской экономики и подводить друзей из ВПК ради отношений с нынешней Москвой – совсем не в духе даже Клинтона, не то что Буша. Бояться нового витка гонки вооружений американцам, как уже говорилось, и вовсе не с чего: у нас, по меткому выражению Черномырдина, "давалка сломалась", и что-то всерьез противопоставить американцам при нашем бюджете нереально.

Вариантов действий в такой ситуации просматривается два. Во-первых, Россия может "встать в позу", осуждая "агрессивные планы американских империалистов". Тем самым Москва в какой-то мере "спасет лицо" – в том смысле, что "мы бедные, но гордые", и в течение еще некоторого времени (пока окончательно не состарится наш ядерный арсенал) сможем продолжать считать себя сверхдержавой. О "дружбе" с американцами придется, однако, забыть. Надежд на понимание наших проблем в том, что касается, например, российского внешнего долга, тоже не будет. Во-вторых, Москва может попытаться подключиться к развертыванию НПРО. С предложением на этот счет, как ожидается, выступят сами американцы (размещение некоторых заказов на предприятиях российского ВПК, распространение "зонтика" практически на все северное полушарие). Наше "добро" на заокеанские планы можно в данном варианте использовать как рычаг для улучшения – а в свете последних коллизий правильней, наверно, сказать "для нормализации" – отношений с Америкой во всем их комплексе. А то ведь, взойдя на престол, даже просто встретиться с Путиным (с российской стороны соответствующая инициатива была) новый хозяин Белого дома всемилостиво пожелать не соизволил. Ныне вот хоть повод для саммита появился.

Если исходить из того, что Вашингтон движим в первую очередь экономическими мотивами, то второй путь представляется гораздо более плодотворным: и американцы свое получат (а они своего добьются в любом случае – не воевать же с ними!), и мы некоторую выгоду поимеем. Все дело в "цене вопроса": проблема нешуточная, и "слупить" с Вашингтона можно было бы немало (не так, как с Бонна за Восточную Германию – теперь не знаем, куда от долгов бежать), хотя бы в том же вопросе о внешней задолженности. Важно, однако, и палку не перегнуть в плане жесткости торга или завышенности требований. Американцы вполне могут и "дверью хлопнуть" – поди, ищи тогда на них управу. Такие вот "ПРО и контра".

Выбор читателей