"Максидром" – это конвейер

Завершился очередной "Максидром". Из сюрпризов – не заявленная в афишах "Серьга" и заявленная Жанна Агузарова. В остальном – всё по накатанной

Огромный котлован "Олимпийского" опустел, смолкли все звуки, погасли прожекторы и софиты. Уже ничто не напоминает о том, что несколько часов подряд на площадке спорткомплекса гремела музыка и до изнеможения напрягали голосовые связки представители лучших команд отечественной рок-сцены. Разбирают декорации, разгребают завалы мусора, подсчитывают доходы. Завершился очередной, шестой по счету, общенациональный фестиваль "Максидром".

В громком названии смущает слово "общенациональный". Впрочем, не одно только это слово. Всякое обобщение и подведение "Максидрома" к рангу события национального масштаба по меньшей мере нескромно. В состав участников не вошла и половина тех команд, которые интересны "нации". К тому же, среди максидромовцев присутствовали и украинские "Океан Эльзы", и молдавские "Zdob Si Zdub" – представители давно уже суверенных государств пока еще ближнего зарубежья. Но все же зарубежья. Следовательно, "Максидром" выходит за рамки "общенационального" и приближается к рангу "международного", хотя международность эта тоже сомнительна, ибо упомянутые команды пользуются большой популярностью именно в России. "Максидром" – это вышедший на подмостки "Олимпийского" даже не русский и не российский, а славянский эфир радио "Максимум". Пригласить кого-либо из представителей западной музыкальной сцены, также составляющих эфир радиостанции, организаторы фестиваля еще не решились: и концепция, и материальные соображения против такого поворота событий. Как признался PR-директор радио "Максимум" Дмитрий Кононов, "одно выступление такой звезды как Роби Уильямс превысило бы бюджет "Максидрома" в несколько раз". Впрочем, возможность приглашения западных исполнителей на фестиваль не отрицается. Организаторы обдумывают новые идеи.

А поиск таких идей "Максидрому" необходим как воздух. Основной состав участников не претерпевает существенных изменений, требование организаторов исполнять только хиты, а зачастую и навязывание тех песен, которые должны звучать в программе фестиваля, лишает "Максидром" демократичности, рок-н-ролльной бесшабашности. Эти рамки сковывают музыкантов, в чем они неоднократно признавались журналистам. В этом смысле "Максидром" ничем не лучше "Рождественских встреч" Аллы Пугачевой. Тот же многочасовой сборный концерт, участников которого отбирает сама Примадонна. Только в случае с "Максидромом" примадонной выступает топ-менеджмент радиостанции, устраивающей все действо. Музыкальные форматы разные – суть та же.

Впрочем, зачем лукавить: музыкантов и организаторов "Максидрома" можно поздравить с завершением эпопеи приготовлений, репетиций, волнений, а зрителей – с эффектным зрелищем. Артисты растиражировали свои изображения в газетах и телевизионных эфирах, радио "Максимум" снова укрепило свои позиции одной из ведущих станций, тинейджеры здорово поколбасились под грохот барабанных установок и гитарные аккорды. Happy End. Самое забавное, что и "Максидром", и "Нашествие", и "Крылья" их организаторы сравнивают с легендарным Вудстоком. Каждый по отдельности, собственными средствами, устами ди-джеев своих радиостанций устроители этих мероприятий просто разрывают на кусочки лакомое звание "русского Вудстока". Хотя ничего общего российские фестивали с американским аналогом не имеют, разве что статус массового мероприятия. Различие целей, излишняя коммерциализация "Максидрома" и недешевые билеты, строгий и неоднозначный отбор участников делает сравнение с первым Вудстоком, о котором до сих пор с ностальгией вспоминают "дети цветов", просто нелепым.

Из сюрпризов, которые преподнес "Максидром", – появление не заявленной в афишах группы "Серьга" и странное явление Жанны Агузаровой в финале. Первое можно объяснить тем, что стейдж-продюсер фестиваля Дмитрий Гройсман, директор "Чайфа", также сотрудничает с группой "Серьга", второе – банальным опозданием Агузаровой, которая пропустила свой выход на сцену, запланированный сразу после выступления "Алисы". В итоге Агузарова стала чем-то вроде эпилога – она оказалась на сцене, когда отыграли "Чайфы", но, по сложившейся традиции, сразу после того, как перестанет звучать голос Владимира Шахрина, зрители "национальных" фестивалей уходят домой – рефлекс такой. Поэтому демонстрировать свой экстравагантный наряд, напоминавший костюмчик Бабы Яги из детских кошмаров, Агузаровой пришлось спинам "максидромной" публики.

Пожалуй, самая сложная задача – разогреть публику – досталась группе "Deadушки", открывавшей фестиваль. С возложенными обязанностями музыканты справились на славу, тем более что подоспевший к ним Вячеслав Бутусов не на шутку взбудоражил зрителей "Гибралтаром" и "Настасьей". Для начала в ход пустили тяжелую артиллерию, ловко перемежая ее с музыкантами более мелкого калибра, но тоже бьющими на убой. Лидер "Смысловых галлюцинаций" Сергей Бобунец до того разошелся, что завершил выступление подбрасыванием гитары к потолку. Не поймал. "Конец фильма", видимо, вспомнив, что 19 мая – день пионерии, выпустил на сцену очаровательных толстушек в школьной форме времен социализма. Подтанцовка получилась весьма экстравагантной. "Сплин" и "Би-2" порадовали экспрессией и мощным звуком. Наиболее спокойным выступлением можно назвать исполнение своих композиций группой "Океан Эльзы". Зал притих и наслаждался малопонятными лиричными песнями на украинской мове. Словом, музыканты старались, ибо событие, несмотря на все противоречия, весьма значимое. Все-таки 20 000 зрителей в "Олимпийском" собираются не каждый день. А как признался Вячеслав Петкун, его группа "Танцы Минус" еще не в состоянии собрать "Олимпийский" на свой сольный концерт. Значит, надо было стараться и быть на высоте. Надо признать, были.

Футуристическая сценография в виде автомобильной свалки и железобетонных развалин была довольно эффектным сопровождением выступлений музыкантов. Если не сказать символичным. Два экрана по бокам сцены помогали студенческой галерке разглядеть своих кумиров. Сейчас можно с уверенностью сказать, что "Максидром" остается самым зрелищным и продуманным рок-фестивалем. По крайней мере, до "Нашествия".

Выбор читателей