Что лучше: традиции или поиск нового?

Последний альбом Джона Уэттона получился красивым и мощным, в лучших традициях его сольных работ. Джефф Бекк, напротив, увлекся новыми технологиями и вскоре может потерять старых поклонников

John Wetton – "Sinister" (2001)

Свежий альбом Джона Уэттона отличают несколько достоинств и один недостаток. Достоинства (их больше): диск мощный и красивый, похож одновременно на третью пластинку ASIA, сольник самого Уэттона "Arcangel" и (отчасти) на коллективную работу сборной команды Мартина Дарвилла "The Greatest Show on Earth" (’98). В числе лиц, сопричастных к записи, – Jim Vallance, John Mitchell, Martin Orford, Fripp & McDonald, Steve Hackett, Richard Starkey. И др. Несмотря на присутствие ряда музыкантов, в последнее время причисляемых к течению "прогрессива", "Sinister" получился в традиционном для Джона Уэттона ключе (однако заведомо интереснее, чем его же нудноватый альбом "Battle Lines"!). Особенно впечатляют "Heart Of Darkness" и "Another Twist of the Knife"... Недостаток только один – коротка кольчужка, 39 минут эфирного времени. В остальном – все весьма прилично. Ну, может быть, чуть доступнее, чем хотелось бы. Но это ведь и не King Crimson же, в самом деле...

Издатель – Limited Edition, 2001 г., JW 03010205/01.
Оценка – ****.


Jeff Beck – "You Had It Coming" (2001)

Супергитарист Джефф Бекк начинал еще в середине 60-х в составе легендарных The Yardbirds, где заменил не менее легендарного Эрика Клэптона. В течение двух лет он шлифовал свое гитарное мастерство в составе The Yardbirds, затем организовал собственный проект. Начиная с 1968 года пластинки выходили под именем Джеффа Бекка (иногда совместно с другими исполнителями). Вначале это был ритм-н-блюз с хардовыми включениями, позднее джаз-рок-фьюжн, затем всего помаленьку. Интересно, что его диски появлялись через совершенно непредсказуемые интервалы. К настоящему времени супергитарист, несмотря на возраст (ему уже 56) не снизил творческой активности: пластинки Д.Бекка продолжают выходить и сегодня (предпоследняя "Who Else!" появилась полтора года назад). "You Had It Coming" во многом стала продолжением предшественницы: немного блюза, немного арт-рока, очень много электрогитарного джаза/фьюжн. Характерный звук бекковской гитары определяет "лицо" пластинки. На смену более жестким начальным "Earthquake" и "Roy’s Toy"приходит почти лирическая, с вкраплениями "восточных" структур "Nadia". Затем вновь резковатая "Loose Cannon" и... что-то невнятно бормочущие струны в почти блюзовой "Rosebud". Иногда становится грустно за талантливого гитариста-экспериментатора: чрезмерное увлечение сэмплерными "примочками" для обработки звука часто сводит аккомпанемент к однообразному шуму и неизобретательному хрюканью. Подобными звуками лет 15 назад очень гордились программисты, утверждая, что эту их музыку будут слушать в XXI веке. Вот, слушаем. В качестве фонового сопровождения для гитары Джеффа Бекка. Только отчего-то все же больше удовольствия доставляют его записи 1971-73 годов...

Издатель – Sony Music Entertainment Inc./Epic, 2001, EPC 501018-2.
Оценка – ***.


Savoy Brown – "Shake Down" (1967)

Для поднятия подпорченного настроения любителям блюза рекомендуется дебютный альбом группы Savoy Brown – "Shake Down", вышедший в 1967 году. Группа возникла в Англии годом раньше на волне блюзового бума; идеологом и бессменным руководителем ее был гитарист Kim Simmonds. Материал более поздних альбомов создавался в основном внутри группы, однако данная пластинка в подавляющем большинстве состоит из достаточно известных блюзов других авторов-исполнителей. В пластинку включены опусы таких корифеев жанра как Джон Ли Хукер, Алберт Кинг и Вилли Диксон. Кроме того, этот состав Savoy Brown после записи пластинки был расформирован (Симмондз набрал в группу других музыкантов). Особым раритетом этот CD не являлся (издан компанией Decca), но был также перепечатан по лицензии и у нас. Последнее обстоятельство является несомненным (финансовым) аргументом в пользу пополнения коллекции: за эти деньги вы получаете добрую порцию "классических" блюзов.

Издатель – ADA Sound Ltd/Projector Music Series, 2001 г., ADASD 07190.
Оценка – ***.


Давид Тухманов – "Вечная весна" (избранные песни).

Композитор Давид Тухманов в особом представлении не нуждается. Хочется заметить только, что, несмотря на все атрибуты причисления к клану "советских композиторов", его песни всегда содержали очень небольшую долю обязательного официоза и были действительно любимы слушателями – включая уже почти гимн "День победы" или во многом революционный диск "По волне моей памяти" (кстати, диск переиздан компанией "РОФФ Текнолоджиз" в подарочном "книжном" варианте). Песни Тухманова охотно выпускались в советские времена на "Мелодии"; после перестройки в России выходили несколько его CD-сборников. Казалось бы, к чему нам еще один? Но дело в том, что здесь собраны действительно наши любимые песни – ну, если не совсем наши, так наших родителей. "Вечная весна" (В.Ободзинский), "Соловьиная роща" (Л.Лещенко), "Чистые пруды" (И.Тальков), "В доме моем" (С.Ротару)... В целом – очень приличный сборник. Обратите внимание: песня "Варшавский дождь" в исполнении "Веселых ребят" (присутствующая здесь) до недавнего времени на CD вообще не издавалась.

Издатель – "РОФФ Текнолоджиз", 2001 г., ROFF CD-014.
Оценка – ***.


Напоследок – немного информации для коллекционеров. Вы спрашиваете, где сейчас в Москве можно найти лицензионные 500-экземплярные тиражи. Все вы знаете, какой ассортимент CD предлагается в городе в палатках... В "Марьинском парке" (Новочеркасский б-р., 41), среди изобилия подобного хлама, несколько фанатов старой доброй музыки пока еще торгуют "лицензией". Причем, что немаловажно, не надо убивать полвыходного, чтобы пополнить коллекцию. Можно заехать и вечером после работы – рынок работает всю неделю. Удачи!


Пластинки для обзора были предоставлены компаниями ADA Sound Ltd/Projector Music Series и Roff Technologies.

Выбор читателей