Правительство будет делить деньги по-новому

Сегодня на заседании правительства был одобрен проект программы Минфина по развитию бюджетного федерализма в России на период до 2005 года

Сегодня на заседании правительства был рассмотрен и одобрен проект программы Минфина по развитию бюджетного федерализма в России на период до 2005 года. Это стало еще одной подвижкой в направлении реформы межбюджетных отношений. Премьер-министр Михаил Касьянов, открывая сегодняшнее заседание, заявил, что именно желание разобраться во взаимоотношениях федерального и местных бюджетов послужило причиной переноса обсуждения макропараметров бюджета-2002 на более поздний срок. Мол, для обеспечения поступательного роста экономики необходимо уделять внимание не только формированию федерального бюджета, но отношениям между всеми участниками бюджетного процесса. Несовершенство механизма распределения доходов и расходных полномочий между центром и регионами тормозит структурные реформы.

Преобразования в сфере межбюджетных отношений начались еще в 1998 году, и уже сейчас достигнуты некоторые положительные результаты. Так, например, выработаны критерии распределения финансовой помощи регионам, что позволило руководителям субъектов федерации более четко планировать меры по оказанию поддержки населению. Однако главные противоречия до сих пор не разрешены, по-прежнему высока централизация налогово-бюджетных полномочий. Бюджеты регионов и муниципальных образований перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством. При этом источники финансирования на 90% формируются за счет устанавливаемых в центре отчислений от федеральных налогов. Зависимость от ежегодно устанавливаемых пропорций разделения налогов подрывает стимулы к привлечению инвестиций региональными властями, развитию экономического потенциала территорий и повышению собираемости обязательных платежей.

Кроме того, неравномерность развития регионов требует различных механизмов перераспределения средств между бюджетами. Иначе сложно обеспечить равный доступ граждан к основным общественным услугам и социальным гарантиям. Как заявил сегодня замминистра финансов Алексей Улюкаев, в этом году часть обязательств местных бюджетов исполнялась за счет Фонда финансовой поддержки регионов. Но этот механизм нуждается в совершенствовании, прежде всего в части уточнения порядка расходования средств. При этом существование принципа финансовой помощи из "вышестоящего" бюджета не стимулирует местные власти к сокращению своих расходов и поиску источников увеличения доходов.

По мнению Минфина, реформирование межбюджетных отношений требует четкого разграничения доходных, налоговых и расходных полномочий между бюджетами различных уровней. В перспективе финансовое ведомство выступает за разделение налоговых поступлений по принципу "один налог - один бюджет", по которому каждый налог перечисляется в один бюджет, чтобы бюджеты всех уровней имели свои источники доходов. Но перехода к ней это вопрос не одного года.

Выбор читателей