Рецепты борьбы с терроризмом пока не действуют

Как и год назад, российские власти не без оснований считают, что в Тбилиси, мягко говоря, закрывают глаза на то, что в республику, а точнее в Ахметовский район, стекаются "джентльмены удачи" из Чечни, наемники и прочий сброд

Главу МВД Грузии, в очередной раз прибывшего за рецептами борьбы с терроризмом и контрабандой, встретило в Москве традиционное майское похолодание. Этот визит не имел налета сенсационности. Господин Таргамадзе решал вопросы подготовки соглашения на уровне правительств Грузии и России. Очень скоро на саммите глав СНГ в Минске министры внутренних дел республик постсоветского пространства обсудят, как же им ловить интернациональных злодеев. Однако рутину визита нарушили спецслужбы северного соседа, аккурат накануне встречи в Кремле выдавшие в свет "видеоприветы" террориста Басаева другому "ичкерийскому генералу" – Гелаеву, который очень уютно чувствует себя именно в Грузии. В принципе, ничего сенсационного в этом выбросе информации не оказалось. Как и год назад, российские власти не без оснований считают, что в Тбилиси, мягко говоря, закрывают глаза на то, что в республику, а точнее в Ахметовский район, стекаются "джентльмены удачи" из Чечни, наемники и прочий сброд, который периодически постреливает на российско-грузинской границе, нагло крадет людей, скот и даже депутатов грузинского парламента прямо с невестами.

На этот раз господин Таргамадзе во время встречи с секретарем Совбеза России Владимиром Рушайло в Кремле отреагировал на видеосъемку адекватно, пообещав арестовать Гелаева при случае, если найдет оного в живописных ущельях Панкиси. К слову, пока не получалось, а все случаи стычек грузинской полиции с агрессивными чеченскими боевиками во избежание неприятностей гасили на корню.

Вчера грузинский министр присутствовал в МВД России на объединенной коллегии с российскими генералами от милиции. Туда же пригласили и журналистов, жаждущих узнать, как подчиненные главного полицейского Тбилиси будут ловить таких одиозных личностей, как Гелаев и иже с ним. Количество папарацци, допущенных в монументальное здание на Житной улице через традиционную "рамку", оказалось строго ограничено. Но и им не повезло. Пока они кучковались в фойе, оказалось, что коллегия уже началась, а к генералам (кроме российских, в зале заседания оказалось шесть видных чинов грузинской полиции), которые ждут министров, "пущать не велено". Из-за дверей, где проходила коллегия, раздавались речи о преступных группах, главарях и переходах границы. Дебаты шли живо. Журналисты три часа ждали пресс-конференции, меланхолично пили кофе в буфете и обменивались репликами. Наконец выйдя из зала, министры были краткими. Борис Грызлов заявил, что оценивает нынешнюю совместную работу с МВД Грузии как недостаточную и пообещал сформировать специальные совместные оперативные группы по линии уголовного розыска и управления по борьбе с экономической преступностью. Министры договорились создать "автоматизированный канал обмена информацией" и помогать друг другу милицейской спецтехникой и материалами. Надо полагать, что в этом случае помощь пойдет в одну сторону. Как известно, у независимой Грузии не хватает средств на экипировку и вооружение собственных силовых структур, что не раз признавал сам Эдуард Шеварднадзе.

Зашла речь и о ситуации в набившем оскомину Панкисском ущелье. Господин Таргамадзе по секрету признался, что считает ситуацию в этом районе республики "в принципе контролируемой", а число боевиков, окопавшихся там, – "слишком преувеличенным", и призвал не делить преступников по национальности. На закуску министр внутренних дел Грузии заметил, что за последние пять лет его родная полиция задержала 170 преступников, которыми интересуются и в России. Часть из них была передана российской стороне. На эти слова бойко отреагировал Борис Грызлов, сообщивший прессе, что только в прошлом году за различные правонарушения в России было задержано 111 граждан Грузии, половину из которых этапировали в родные края.

Те же самые речи Каха Таргамадзе говорил ровно год назад, когда встречался в Москве с тогда еще министром внутренних дел Владимиром Рушайло, так же обещал ловить пресловутых террористов. А через некоторое время в тбилисской больнице лечили несколько десятков раненых и обмороженных боевиков из отряда Гелаева, которых затем без лишнего шума отпустили на все четыре стороны. На все претензии Москвы грузинские власти отвечали, что не имеют списков – кого же ловить, а кого не трогать. Надо полагать, что за год какие-то списки полицейским Грузии все же передали.

Ситуацию в Панкисском ущелье, где, как не раз сообщала грузинская пресса, бродят отряды боевиков и даже российские спецназы (!?), можно считать очередной строчкой в новом романе под названием "Российско-грузинские отношения". Там много глав. Например, отказ Грузии предоставить коридор российским частям для входа в Чечню с юга в самом начале контртеррористической операции на Северном Кавказе, многократные взаимные уколы и упреки. Или же спорные вопросы по урегулированию конфликта в Абхазии. Или разногласия по поводу сроков вывода российских баз и выплаты компенсаций.

О возможных поимке и аресте Руслана Гелаева Таргамадзе может говорить сколь угодно долго, что он и делает. Здесь политика, большая игра. Ведь до сих пор Грузия как-то очень осторожно требует у России выдать бывшего шефа национальной безопасности страны Игоря Георгадзе, обвиняемого в покушении на Шеварднадзе. Хотя где сидит Георгадзе, точно неизвестно. Молва отправляла его то в Южную Америку, то в Бейрут.

Очередные заверения о совместной борьбе остаются словами. В принципе, существует два варианта развития событий. Первый – все останется, как есть. Тем более "большой брат" в лице США постоянно напоминает Грузии о независимости, подкидывая "рождественские подарки" в виде катеров для береговой охраны или вертолетов МИ-8, которые смогут патрулировать небо над горами. Так, глядишь, через год-другой и полицейским Грузии что-нибудь перепадет.

Второй вариант предполагает пробные шаги в сближении России и Грузии. Например, Москва уже заявляет о смягчении визового режима. Вероятна его полная отмена. Россия может выдать Грузии преступников, требуя взамен ареста и экстрадиции лидеров боевиков. Единственное, в чем Россия пока не собирается уступать, – это в вопросе о базах. Но и здесь возможен компромисс. А пока Тбилиси играет в кавказское простодушие, не желая ссориться ни с Россией, ни с Америкой, ни с Абхазией, ни с чеченскими сепаратистами. Эдуард Шеварднадзе оценил слова благодарности, побывав в гостях у беженцев в Панкисском ущелье. За то, что он не пустил российские танки через Грузию в чеченский аул Итум-Кале, чеченцы подарили ему бурку. Если надо, подарят еще десять.

Выбор читателей