Германия лишает Евросоюз последних надежд

Рост оптимизма относительно восстановления экономики США происходит на фоне нового витка падения доверия к Европе. После объединения "обновленная" Европа так и не смогла доказать свою жизнеспособность

Европейское объединение – это союз 12 государств, но ведущая роль в нем принадлежит нескольким наиболее крупным участникам. В первую очередь Германии, удельный вес которой в Евросоюзе оценивается в 30%, а также Франции и Италии. А с учетом того, что финансовая политика европейской зоны (конкретно – политика Европейского центрального банка) определяется представителями все той же Германии и строится по образу и подобию немецкого Бундесбанка, нетрудно представить, какое значение играет эта страна в жизни Евросоюза.

Победное шествие было недолгим

Рост потребительского спроса, снижение безработицы и резкий взлет индекса деловой активности Германии по итогам 4-го квартала 2000 года, сопровождавшиеся аналогичными данными из других европейский стран, дали повод утверждать, что Европа входит в фазу активного роста. Действительно, индекс деловой активности от немецкого исследовательского института IFO в январе находился на отметке 97. Потребительский спрос увеличивался (хотя и не очень значительными темпами) третий или четвертый месяц подряд, а инфляция оставалась без изменений. На фоне замедления экономики США и признания рецессии в Японии Европа выглядела на редкость благополучно, по крайней мере в том, что касалось перспектив. Желание доказать жизнеспособность и перспективность нового объединения привело к несколько поспешным (как теперь оказывается) декларациям в Давосе: ссылаясь на цифры внешнеторговых операций, европейские лидеры торжественно заверяли, что замедление экономических темпов США пройдет для Европы практически незамеченным. К сожалению, последующие события совершенно не вписались в этот победный сценарий.

Так все ли хорошо, прекрасная маркиза?

Все началось с того, что некоторые январские и февральские экономические данные по Европе оказались ниже своих прогнозных значений. Поначалу это казалось незначительным и вполне допустимым отклонением. Однако снижение прогнозов относительно темпов развития Германии и Европейской зоны в целом, последовавшее сразу от нескольких весьма авторитетных организаций, набросило серьезную тень на блестящие перспективы. Выходящая в дальнейшем экономическая статистика поменяла местами зимние и весенние данные. Настораживающие весенние оказались реальными, тогда как зимние (чрезмерно оптимистические) – лишь временными. Подобное положение дел поставило европейских финансистов и политиков в довольно щекотливую ситуацию. Слишком уж быстро их радужные прогнозы и заявления были опровергнуты статистикой (которая, как известно, никогда не врет, хотя иногда и ошибается). Вынужденные считаться с суровой действительностью, политические и экономические деятели ударились в многословную риторику, пытаясь "сохранить лицо". К сожалению, больше всего эти заявления напоминали небезызвестный рефрен "все хорошо, прекрасная маркиза".

Прогнозы по Германии: истина где-то далеко

А экономическая статистика продолжала ухудшаться. В частности, опубликованные на этой неделе статистические данные подтвердили резкое ухудшение ситуации в Германии и других странах-участницах Европейского союза. Причем ФРГ выступала явным лидером, продемонстрировав ухудшение показателей по всем фронтам. Во-первых, уже упоминаемый нами индекс деловой активности IFO продолжил снижение и достиг "дна" – отметки 92,2, против 93,9 в прошлом месяце, тогда как прогнозы предсказывали снижение "всего" до 93,3. Рост ВВП за 1-й квартал 2001 года оказался всего +0,4% – ниже предполагаемых ожиданий (+0,5%). А инфляция, ссылаясь на которую Европейский Центральный банк упорно не снижал ставку рефинансирования, оказалась выше прогнозов. Рост цен в промышленности составил +0,5% против +0,3%, так же как и рост цен в потребительском секторе, который достиг максимального за два последних года уровня. Общие инвестиции снизились на 2,4%, тогда как потребление возросло всего лишь на +0,1%. Но, на наш взгляд, еще более важным оказалось снижение индекса текущих условий (по которым оценивается нынешнее состояние экономики страны) – с 90,6 в марте до 88,5 и индекса ожиданий (отражающего перспективы на ближайшие три-четыре месяца) – аж до 96,9. Это является рекордно низким показателем с марта 1999 года. Получившуюся в итоге картину никак нельзя назвать положительной, хотя некоторые представители немецких исследовательских институтов и пытаются смягчить эффект от полученных данных. Так, представитель института IFO объявил, что на второй квартал они прогнозируют стабилизацию ВВП и рост темпов развития во втором полугодии. Представители аналитической компании ZEW выступили с заявлением, что "перспективы улучшаются второй месяц подряд, хотя текущее состояние в течение мая ухудшилось по сравнению с предыдущими месяцами". Бундесбанк же на этой неделе даже выпустил специальный меморандум относительно нынешнего состояния экономики Германии, который, кстати, содержит очень интересные моменты. Во-первых, в нем заявляется, что "экономика США еще не достигла своего дна и из-за ухудшения ситуации в США немецкая экономика испытывает определенные трудности (какие же они свинтусы там, в Штатах.авт.), поскольку внутренних причин для ухудшения просто не существует". Во-вторых, "экономика страны (Германии) находится на траектории устойчивого и стабильного роста". Кроме еще нескольких высказываний подобного рода, в меморандуме отмечается "относительно хорошее состояние производственного сектора и деловой активности вообще".

На фоне опубликованных до этого данных статистики подобные заявления выглядят настолько нелепо, что напрашивается вывод: дело здесь или в некомпетентности, или в большом нежелании признать реальную картину дел. Совершенно очевидным является лишь одно – при столь явных разногласиях рынок, безусловно, предпочитает верить статистике. В результате за ту же неделю евро потерял чуть более 3% против американского доллара, 5% против японской валюты (и у кого же, спрашивается, рецессия?), почти столько же – против английского фунта и упал даже против своего основного "паритетного" партнера – швейцарского франка. Специалисты считают, что этим дело не ограничится. Так, аналитики из ABN AMRO предсказывают дальнейшее снижение евро до отметки 0,8300 EUR/$ и даже новый рекордный минимум – отметку 0,8000.

Шансов все меньше

В общем, ситуация для Германии и для всей еврозоны в целом складывается отнюдь не благоприятно. Бодрые оптимистические заявления начала года оказались тем самым желаемым, которое поспешили выдать за действительное, а несоответствие комментариев, поступающих из официальных источников, действительности еще больше подрывает и без того пошатнувшееся доверие к Европе. Можно спорить о том, кто виноват – ЕЦБ, США или кто-то еще, однако пока что факт остается фактом: явное замедление темпов развития при росте инфляции в первой по величине стране Европы не предвещает ничего хорошего. Трудности, которые начинает испытывать Германия, могут иметь слишком важное значение для всей Европейской зоны. После объединения Европа еще не имела шансов доказать свою жизнеспособность; а теперь похоже, что и этот последний шанс находится под серьезной угрозой.

Выбор читателей