Гонки на бетономешалках

На днях прибегает ко мне соседка, вся в слезах. "Беда у нас, Леха, – говорит, – у Шамиля моего какие-то сволочи позавчера бульдозер сдемократили. Он как в милицию сходил – так и сидит теперь на кухне, молчит да водку хлещет"

Есть у меня сосед Шамиль. Не Басаев, конечно (хотя в подъезде его иначе как по фамилии тезки не величают), просто Шамиль. Татарин. Мужик простой, хозяйственный и весьма душевный. То пацана моего шоколадкой угостит, то за дрелью забредет в воскресенье с утреца пораньше, то с бутылочкой наведается. В общем, отношения у нас вполне добрососедские. А на днях прибегает ко мне жена его Галя, вся в слезах. "Беда у нас, Леха – говорит, – у Шамиля моего какие-то сволочи позавчера бульдозер сдемократили. Мой-то как в милицию сходил – так и сидит теперь на кухне, молчит да водку хлещет. А его хозяин нам уже телефон оборвал. Кричит, что мы теперь ему денег должны миллион! Ты бы с ним поговорил, а? Будь человеком, выручи!"

Я сперва решил, что она меня на разборки зовет – сказать хозяину, что соседи мои ничего ему не должны. Но потом понял, что вся беда в самом Шамиле, который никак не может протрезветь до того состояния, чтобы объясниться с владельцем украденной техники. Дело в том, что трудится мой сосед в одной строительной конторе, которая осваивает подмосковную целину – делает "под ключ" коттеджи для новых русских. Профессия у него по нашим временам не очень романтичная – бульдозерист, – но прилично оплачиваемая. Тем более что руки у Шамиля действительно золотые: свою машину он может не только разобрать до винтика, но и собрать. Причем лишних деталей у него после этого не остается, а техника работает как часы.

Увидев меня, Шамиль действительно разговорился. Выяснилось, что совсем недавно их бригаду перебросили на новый объект в ближнем Подмосковье. Два дня только отработать и успели, даже технику не всю завезли. В тот вечер Шамильчик домой решил не ездить, остался со сторожем. Как водится, вечером посидели, утром выходят – а бульдозера и след простыл. Обозленный владелец фирмы, как назло нагрянувший на объект сразу после трагической находки (точнее, "ненаходки"), приказал Шамилю подать заявление об угоне. Пообещав при этом несчастному бульдозеристу, что если спецтехника не обнаружится, то он ему устроит "небо с овчинку".

Но окончательно моего соседа добил дежурный в местном отделении милиции, отказавшийся принять заявление об угоне. Чего только не пришлось выслушать Шамилю... И не охраняли-то они свою технику должным образом, и пили, да и не угнали их бульдозер на самом деле, а "забыли где-нибудь по пьянке". Дескать, поехали на нем в ближайший поселок, а по дороге решили пешочком пройтись. "Вот и стоит он, родимый, в каком-нибудь лесочке, хозяина дожидается, – увещевал пострадавшего молодой румяный опер, – вы бы походили по окрестностям, поискали. Авось, найдется". Перечислив наконец все возможные способы потери бульдозера, оперативник смилостивился и сказал, что, "может, пацаны наши местные побаловались". Правда, вероятность этого, с точки зрения работника правоохранительных органов, была чрезвычайно низкой. "Мы, – говорит, – конечно, будем иметь в виду, и если обнаружится где-нибудь бесхозный бульдозер, то позвоним в вашу контору. Но лучше сами ищите". А когда Шамиль в ответ начал путать нецензурный русский с нецензурным татарским, опер совсем обиделся: "Вы вообще, уважаемый, чего пришли? Ваше транспортное средство было оборудовано автосигнализацией? Не было?! Вот и идите отсюда! А то забыли где-то бульдозер – и к нам. Мы милиция, а не стол находок. Вы бы еще пришли заявление об угоне катка подавать!".

На этой "радостной" ноте Шамиль и ретировался из отделения домой – снимать стресс.

Со своей стороны, помочь соседу я, конечно, не смог. Хотя с хозяином поговорить все же пришлось. Успокоив всех в меру собственных способностей и порекомендовав действовать в милиции понастойчивее, я отбыл к себе. Но угонами спецтехники не на шутку заинтересовался. Любопытно ведь – кому нужен столь крупногабаритный транспорт, который и спрятать-то негде, да и продать, наверное, нелегко? И что же? Оказалось, что эта проблема не только существует, но и усугубляется месяц от месяца!

Выяснилось, что кражи спецтехники для милицейских сводок новостью не являются. Причем чаще всего крупногабаритный автотранспорт воруют на Урале и в Москве.

Например, по данным пресс-центра УВД Екатеринбурга, в областном центре наметилась устойчивая тенденция к хищению грузового автотранспорта, а также другой спецтехники. Подтверждением этому служит разбойное нападение на сторожа межрайонного управления по эксплуатации и ремонту мелиоративных систем и объектов сельхозводоснабжения "Свердловское" в поселке Рудный, совершенное 12 мая. Тогда с территории предприятия было похищено два автокрана на базе машин КрАЗ и МАЗ. Сотрудников правоохранительных органов настораживает, что умысел преступников был направлен на то, чтобы завладеть именно этой спецтехникой.

По словам оперативников, раньше схема совершения подобных преступлений была иной. Как правило, преступники останавливали автокраны на дорогах, предлагая хорошую плату за несложную работу. Но в оговоренном месте водителя ждали еще несколько человек. В результате шофера избивали, а транспортное средство угонялось.

Именно так действовали преступники 11 мая возле Старосмолинского карьера. Водитель автокрана "Ивановец", подрабатывавший в этот день в одном из садовых кооперативов города, ничего не подозревая, согласился на заманчивое предложение подзаработать, поступившее от двоих неизвестных. Однако на пути к месту предполагаемой работы "благодетели", угрожая похожим на пистолет предметом, выбросили незадачливого "калымщика" из машины и скрылись. Автокран пришлось объявить в розыск.

Однако случай в поселке Рудный позволяет предположить, что в настоящий момент появился устойчивый и выгодный рынок сбыта дорогостоящей техники, и это заставляет преступников прибегать к более циничным методам совершения преступления. В связи с этим уголовный розыск УВД Екатеринбурга обратился к руководителям организаций, объединений и учреждений, где есть грузовой автотранспорт, с рекомендацией учесть возможность совершения аналогичных краж, провести инструктажи водительского состава по соблюдению мер безопасности, а также организовать дополнительные формы охраны на парковках.

В столице ситуация тоже довольно тревожная. Интересно, что угоны бульдозеров, тракторов и прочей техники начались еще в советские времена, и уже в то время с ними пытались бороться, закрывая окна тяжелых машин на ночь листами железа, однако эта мера спасала от вандалов, но не от угонщиков-профессионалов. Как выяснилось, и сегодня угоняют всё – от снегоуборочных машин до асфальтовых катков. Только по официальным данным, за прошлый год в Москве бесследно исчезло около 40 единиц автоспецтехники. Сколько их было угнано в действительности – не знает никто. Печальная история моего соседа только подтверждает, что зарегистрировать угон катка или крана на базе трактора "Беларусь" в отделении милиции удается далеко не каждому.

По словам сыщиков, в Москве орудует несколько "бригад" автоугонщиков, специализирующихся на кражах спецтехники. В преступных сообществах такого рода существует очень четкое разделение труда. Сперва одни "специалисты" объезжают столичные стройки, городские автобазы и присматривают спецтехнику, которая "плохо лежит". На следующем этапе к процессу подключаются "студенты", которые при помощи компьютера и сканера изготавливают документы для очередного присмотренного автокрана. И только после этого за дело берутся настоящие угонщики.

Как показывает практика (и случай моего соседа), в ночное время особого присмотра за спецтехникой нет. Так что для того, чтобы украсть автокран, особого ума иметь не надо: угонщикам остается только завести машину и загнать ее на специальный автоприцеп. После чего за дело берется следующая группа "специалистов" – "артисты", в обязанности которых входит вывоз краденого за пределы МКАД, то есть умение миновать пост ГИБДД на кольцевой автодороге.

Если скучающий инспектор и остановит такую машину, то вряд ли насторожится: "артисты" свое дело знают. Взору сотрудника ГИБДД предстанет простоватый мужичонка в засаленной спецовке, резиновых сапогах и шапочке "Олимпиада-80", который, старательно выдыхая в сторону, протянет ему все документы: от техпаспорта до путевого листа. Кстати, в грамотную подготовку бумаг входит не только их изготовление, но и "доведение до ума", и тут уж преступники проявляют недюжинную смекалку. Ну скажите, какой нормальный инспектор захочет разглядывать документы, на которых явно раскладывали закуску? Селедку там, или что повонючее? Так что данный этап угона обычно проходит тоже без особых затруднений. После этого экспроприированная спецтехника попадает в Московскую область, а затем – к заказчику.

По словам сыщиков, интерес преступников к спецтехнике легко объясним: угнанные в Москве бульдозеры, тракторы и краны уже в Подмосковье можно очень выгодно продать. Так, экскаватор отечественного производства на черном рынке стоит всего около ста тысяч рублей, а стоимость импортного бульдозера, снабженного бортовым компьютером и навигационными приборами фирмы "Катерпиллер", может достигать ста пятидесяти тысяч долларов. Таким образом, угон спецтехники по прибыльности ничем не уступает угону легковых автомобилей, а по рискованности ни в какое сравнение не идет, тем более что при выезде за пределы МКАД документы на спецтехнику практически не проверяются милицией. А учитывая растущие темпы строительства в московском регионе, нетрудно предположить, что количество угонов спецтехники будет только увеличиваться.

Обезвреживать подобные организованные сообщества нелегко. Самым крупным успехом правоохранительных органов в этом направлении можно считать операцию, проведенную сотрудниками Московского уголовного розыска в феврале текущего года. Тогда удалось задержать банду угонщиков автомобилей, "фирменным стилем" которых было похищение грузовиков отечественного производства. Пик активности этой преступной группы пришелся на осень прошлого года. С той поры угонщики успели похитить более десяти машин. В их числе были и легковые модели (в основном "Жигули"), и грузовые – бетономешалки и автокраны. По словам задержанных, угнать грузовик в Москве гораздо проще, чем легковую машину. Для большей уверенности злоумышленники во время перегона грузовиков использовали поддельные путевые листы.

Несмотря на то, что, по оперативным данным, задержанные были причастны к хищению двух КАМАЗов, автокрана и бетономешалки, назвать их профессионалами довольно сложно. Оба преступника (уроженцы Грузии) оказались наркоманами со стажем. Угнанную спецтехнику они сбывали в республики Закавказья по, можно сказать, демпинговым ценам: новые легковые автомобили продавались примерно за тысячу долларов, а грузовики уходили максимум за три тысячи. Вырученные деньги преступники тратили преимущественно на наркотики.

...Выяснив все это, я пришел к выводу, что бедняге Шамилю теперь придется искать другую работу: в свете вышеизложенного возвращение сдемокраченного бульдозера к законному владельцу представлялось мне маловероятным. Так что решил я зайти к соседу, поддержать мужика в сложный момент. Но, к своему удивлению, застал там совершенно идиллическую картину: трезвый Шамиль, довольная Галя и дорогущий букет роз на столе.

– Лех, ты будешь смеяться, – радостно сказал сосед, наливая мне рюмочку хорошего коньяка. – Бульдозер-то мой нашелся! Действительно, в соседнем лесочке стоял. Видно, в самом деле пацаны угнали. Покатались и бросили... Я его как нашел, так мне хозяин на радостях премию выдал. Правда, Серегу-сторожа все равно уволил.

Выбор читателей