Игра в пенальти, которую всегда выигрывают немцы

Миланский финал "Бавария" – "Валенсия" подвел итог длинному и изнурительному еврокубковому сезону. Итог – известен: "Бавария" завоевывает главный клубный трофей впервые за 25 лет

Наверное, это был не самый зрелищный финал Лиги. Но то, что по напряженности он превосходил большинство финалов последнего десятилетия, не подлежит сомнению. Боязнь совершить роковую ошибку слишком очевидно довлела над игроками обоих клубов. На исходе изнурительного сезона две высококлассные и умные команды провели не самую лучшую свою игру. Своим упорством и мужеством каждая из них заслужила победу. "Бавария", наверное, достойна была ее чуть больше. Почему я так думаю? Объясню позже.

Начиналось все как нельзя лучше для "Валенсии". Уже на второй минуте Карью, проведший одну из лучших игр в своей карьере, проломил сопротивление Куффура на правом фланге, отбросил мяч в штрафную, где его подхватил Мендьета, который и должен был завершать эту комбинацию. Но на его пути сначала встал, а затем и лег Андерсон, еще к тому же допустивший касание мяча рукой. Не самый очевидный пенальти, но проводивший свою последнюю международную игру голландец Дик Йол смело указал на "точку". Оттуда Мендьета промахивается редко. 1:0. Через пять минут Йол показывает на одиннадцатиметровую отметку у противоположных ворот, но Шолль пасует перед мастерством Канисареса. Так многообещающе началась эта игра.

А вот дальше на поле уже началась позиционная борьба, результатом которой стало некоторое игровое преимущество баварцев. Слабость у "Валенсии" обнаружилась на правом фланге обороны, где великолепно взаимодействовавшие Лизаразю и Салихамиджич легко расправлялись с Англома. Йол не хотел портить себе праздник расставания с большим футболом, иначе Англома получил бы предупреждение уже в первые десять минут игры. И в дальнейшем голландский арбитр частенько дозволял вести соперникам борьбу за гранью фола, и те постепенно перестали стесняться и судей, и зрителей, и объективов телекамер. На протяжении всего матча они беззастенчиво лупили друг друга по ногам, провоцировали грубость со стороны соперника, цеплялись и пихались локтями.

Но вместе с этим матч ни на секунду не грозил вылиться в грандиозное побоище. Просто с каждой стороны на поле находились одиннадцать профессионалов, добивающихся результата всеми дозволенными и недозволенными средствами. Такое лицо современного футбола уже ни для кого не является откровением.

Однако вернемся непосредственно к игре. Усилиями Салихамиджича и Лизаразю, а также активно помогавшего им Элбера "Баварии" удается создать несколько ситуаций, потенциально опасных воротам Канисареса, но неточный последний пас в исполнении мюнхенцев сводит на нет все их усилия. В последние несколько минут "Бавария" даже организует некоторое подобие штурма ворот "Валенсии", но до перерыва счет так и не меняется. Краткий итог первого тайма: играя таким образом, "Бавария" имеет некоторые шансы додавить "Валенсию", но для этого ей следует прибавить в движении. "Валенсия" же, открыв счет, стала уповать исключительно на контратаки, но с виду неповоротливая немецкая оборона в целом уверенно пресекала поползновения испанцев.

Перерыв приносит две замены. Купер решает сыграть на удержание счета, выпуская игрока тактического плана Альбельду вместо конструктора атак Аймара, а Хитцфельд удивляет, меняя довольно активного Саньоля на здоровенного Янкера. Однако уже через пять минут Янкер, оправдывая надежды тренера, провоцирует Карбони на неумышленную игру рукой в своей штрафной, и Йол в третий раз за игру показывает: "Пенальти!".

Шолль бить уже не будет, и к мячу подходит красной от злости на весь мир Эффенберг. Канисарес безумным взглядом доктора Лектера словно пытается загипнотизировать мяч. Безумец против сумасшедшего! Кто кого? Короткий разбег, и всю свою злость Эффе вкладывает в прямой удар мимо Канисареса. 1:1! Игра начинается заново.

Но вдруг выясняется, что собственно игра на этом как раз и заканчивается, а начинается нервотрепка для футболистов, тренеров, болельщиков. Давно уже не приходилось видеть матча, где нерв игры был бы так явно оголен. Это читается и на лицах игроков, таких разных, но одержимых одной лишь целью: не дать слабину, не сломаться, победить в этой мясорубке... Вот злющий Эффенберг грозно сверкает очами на своего оппонента Мендьету, а вот Карбони, подчеркнуто сосредоточен, хотя кажется, что он чуть играет на публику, слишком картинными выглядят его мимика и жестикуляция. Линке своей долговязой фигурой и вечно разинутым ртом почему-то напоминает плененного рядового вермахта. А вот Эктор Купер больше похож на баскетбольного тренера – стоя прямо у кромки поля, он ежесекундно что-то подсказывает своим подопечным.

"Бавария" остаток тайма хотя и владеет преимуществом, но играет стоя. Это не есть признак слабости немцев, просто мудрый Хитцфельд понимает, что темповая игра на встречных курсах – конек "Валенсии", такого козыря сопернику давать нельзя. Лишившись пространства и скорости, валенсийцы могут уповать на ошибки в обороне мюнхенцев. Те небезгрешны – ошибаются и Куффур, и Линке, а Андерссон так просто выглядит игроком, класс которого далек от соответствия уровню Лиги чемпионов. За пятнадцать минут до конца матча Карью в борьбе с Линке делает нацеленный прострел на вышедшего на замену Заховича, однако тот губит едва ли не единственный момент своей команды в матче. Медленный перепас "Баварии" у штрафной соперника порой находит бреши в обороне "Валенсии", но до логического завершения эти атаки так и доходят.

Дополнительное время начинается с острейшей атаки "Баварии": Лизаразю и Куффур проникают в штрафную, где находят пасом Элбера, который даже успевает развернуться и пробить, но Канисарес готов к такому развитию событий. Тут же Бараха в одиночку обыгрывает троих мюнхенцев, но четвертый пробить ему уже не дает. И вновь течение событий на поле замедляется. Без устали носится лишь канадец Харгривз, в начале матча немало веселивший публику. Со скоростью электрички он врезался в соперника, владеющего мячом, без устали молотя при этом ногами и локтями по несколько опешившему от такого отбора противнику. В конце матча, пользуясь усталостью игроков "Валенсии", Харгривз даже пытается идти в обводку. Несколько оживляет игру вышедший вместо Шолля чемпион мира-94 Пауло Сержио, но он не из тех футболистов, что в одиночку решают исход поединка.

Свисток Йола, свидетельствующий об окончании 120 минут матча, все встречают с некоторым облегчением. Пенальти – уж лучше так, чем гол после нелепого рикошета от ноги уставшего защитника! Апофеоз схватки нервов.

Принято считать, что пенальти – это лотерея. Однако статистика пробития послематчевых пенальти немецкими командами на крупнейших соревнованиях планеты свидетельствует, что это далеко не так. В качестве единственного примера поражения немцев по пенальти я могу вспомнить лишь поражение сборной ФРГ в финале чемпионата Европы 1976 года от сборной Чехословакии. Все остальные случаи – в пользу немцев. Действительно, удача склонялась на сторону немецких футболистов в послематчевой серии и на чемпионате мира 1982 года, и на Мундиале-86, и на первенстве мира-90 в Италии. В полуфинале "ЕВРО-96" футбольный бог был вновь на стороне сборной Германии. Наконец, победу немецким "Байеру" и "Шальке-04" в финалах Кубка УЕФА приносили все те же послематчевые пенальти.

Но то были немцы, а "Бавария", как и большинство ведущих европейских команд, наполовину состоит из иностранцев. Они-то не подведут? И первый же из них, Пауло Сержио, посылает мяч в "молоко", а Мендьета, напротив, точен. Карью и Циклер также хладнокровны.

Наконец, едва ли не ключевой момент в серии. К мячу подходит Златко Захович. Можно по-разному относиться к этому, безусловно, индивидуально сильному футболисту, но для меня очевидно одно – он из породы тех, кто любит не столько футбол, сколько себя в футболе. Он пижон, причем в худшем понимании этого слова. Эффективности он всегда предпочтет игру на публику. Каждое мгновение матча он словно любуется на себя со стороны. А против него Кан – злой и сосредоточенный мужик, и этот мужик просто обязан не проиграть поединок "балерине". Конечно же, Кан берет его удар. Это уже не из области футбольного мастерства, это из области психологии.

Следом за словенцем к мячу подходит портачивший всю игру Андерсон. В субботу своим ударом он принес "Баварии" чемпионство в Бундеслиге, сейчас же своим хилым тычком ставит команду на грань катастрофы. Дальше будет бить Карбони, и, пожалуй, именно его удар и решил исход баварско-валенсийской схватки. Он ударил очень сильно по центру; если бы Кан стоял, закрыв глаза, на линии ворот, то мяч угодил бы прямо в него. Но Кан уже завалился влево, и все же (браво, вратарь!) дотянулся до мяча, который отразился в перекладину и вылетел в поле. И кто теперь скажет, что футбольный бог – не баварец! После этого эпизода стало ясно, что "Бавария" выиграет эту Лигу, оставалось лишь гадать, кто из валенсийцев смажет свой удар. Бараха? Нет – тот потрясающе хладнокровен. Кили Гонзалес? И не ему суждено стать антигероем. Значит, Пеллегрино? Да, именно его удар в броске отражает великолепный Кан.

А дальше – все знакомо. Безудержная радость победителей и безграничное горе проигравших. Слезы сентиментального Эффенберга и рыдания Альбельды. Плачет Канисарес. Грусть в глазах Гаиски Мендьеты: наверное, этот футболист, один из лучших в Европе, думает о том, что в своей карьере он так уже ничего и не выиграет. Без Купера "Валенсия" вряд ли добьется хотя бы повторения своих успехов последних двух лет, а на сборную Испании надежды мало. Хотя, кто знает, может быть "Сан Сиро" вскоре станет родным домом для Мендьеты, недаром же говорят, что селекционеры "Милана" давно охотятся за капитаном "Валенсии".

Но это будет завтра, а пока... Пока Оливеру Кану вручают приз лучшего игрока матча. А он даже не улыбается – просто безмерно уставший человек, хорошо сделавший свою работу. В своем отступлении о хладнокровии немцев (кстати, все три немца, бившие после игры у "Баварии", свои попытки реализовали) я не упомянул о роли вратаря в таких ситуациях. А она, как доказал Кан, определяющая.

А потом под рев трибун счастливый Эффенберг поднял над своей головой Кубок...

Теперь, когда поутихли эмоции, связанные с этой чудовищно выматывающей игрой, есть возможность подвести некоторые итоги заключительной части этого розыгрыша Лиги. Уже после жеребьевки четвертьфиналов поединок "Бавария" – "Валенсия" выглядел наиболее логичным вариантом финала. Обе эти команды демонстрировали по ходу турнира, пожалуй, наиболее умный и рациональный футбол. Те, кто говорит, что баварцы и валенсийцы играют в футбол оборонительный, глубоко не правы. В современном футболе вообще нет и не должно быть понятий "атакующий" или "оборонительный". Есть понятие "футбол современный", а способы воплощения в жизнь этого современного футбола могут быть самые разные.

В финал пробились команды двух, наверное, самых талантливых тренеров Европы (сравниться с ними на данный момент может, пожалуй, лишь Фабио Капелло). Оба специалиста досконально изучили плюсы и минусы соперника и с учетом этого строили игру своих команд. "Бавария" не оставила свободных зон "Валенсии", но пожертвовала при этом качеством в атаке. "Валенсия" преследовала жестким прессингом защитников "Баварии" на ее половине, но силы испанцев после изнурительного сезона были тоже не беспредельны. Да много чего напридумывали два тренера-мудреца, доказав старушке Европе, что на футбольном поле все решают не только деньги, но и творческий замысел грамотного тренера.

Итоговая победа "Баварии" выглядит немного более логичной: по ходу игры она чуть больше атаковала, чуть активнее проводила концовки таймов, наконец, турнирный путь "Баварии" к финалу был куда сложней, чем у "Валенсии". И, в конце концов, немецкие футболисты заслужили некоторую компенсацию за барселонский кошмар двухлетней давности. Заслужили по делу. Своей игрой.

Выбор читателей