Силы быстрого реагирования - противовес НАТО

В Ереване завершилось заседание Совета коллективной безопасности. В нем принимали участие лидеры шести государств-участников ДКБ - России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Подводим итоги

В Ереване завершилось заседание Совета коллективной безопасности (СКБ). В нем принимали участие лидеры всех шести государств-участников Договора о коллективной безопасности - России, Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В российскую делегацию входили министр обороны Сергей Иванов, министр иностранных дел Игорь Иванов, секретарь Совбеза Владимир Рушайло, а также глава ФСБ Николай Патрушев.

Центральным вопросом повестки дня саммита стал вопрос о создании сил быстрого развертывания в Центрально-Азиатском регионе.

Как стало из информированных военных источников, силы быстрого развертывания предположительно будут насчитывать от полутора тысяч до 1700 военнослужащих. Их костяк составят подразделения Вооруженных сил России, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. В мирное время они будут дислоцироваться на территории своих стран, а при возникновении угрозы - перебрасываться в опасные районы.

В будущем силы быстрого развертывания войдут в состав Центрально-Азиатской региональной коалиционной группировки войск (РКГВ). Ее штаб планируется разместить в одной из столиц стран Центральной Азии, предположительно, в Бишкеке (Киргизия).

Комментируя саммит, информированные кремлевские источники обратили внимание на регулярный характер, который приобрели в последние годы сессии СКБ. По их словам, "работа СКБ носит прагматичный характер". При этом источники отметили, что партнеры России по СКБ "получают и будут получать определенные преимущества" в области военно-технического сотрудничества, подготовки военных кадров, взаимного доступа к информации, имеющей отношение к реальным угрозам.

Вместе с тем, эксперты признают, что активизации работы СКБ в немалой степени способствовало обострение ситуации вокруг Афганистана и "экстраполяция этой войны на ситуацию на всем юге России". По словам экспертов, еще два года назад СКБ был "аморфной организацией", не было оперативных планов, карты входящих в систему коллективной безопасности военных округов.

Отметив, что хотя сегодня Совету коллективной безопасности "пока еще далеко до эффективности НАТО", эксперты подчеркнули, что механизмы осуществления и управления (в случае необходимости) операциями сил коллективной безопасности проработаны. Отлажены в целом и важные механизмы взаимодействия Министерств обороны, Советов безопасности, погранведомств стран-участниц ДКБ.

СКБ - высший политический орган, координирующий систему коллективной безопасности стран СНГ. Договор о коллективной безопасности был подписан 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.

В сентябре-декабре 1993 г. к договору присоединились Азербайджан, Грузия и Белоруссия. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 г. сроком на пять лет с последующим продлением. Он зарегистрирован 1 ноября 1995 г. в Секретариате ООН.

2 апреля 1999 г. в Москве на сессии СКБ президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали Протокол о продлении срока действия ДКБ на последующие пятилетие. Азербайджан, Грузия и Узбекистан воздержались от пролонгации Договора до согласования особых условий. 24 мая 2000 г. главы шести государств подписали меморандум о повышении эффективности Договора, положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств.

В первой статье Договора подтверждено обязательство сторон воздерживаться от применения силы или угрозы силой, а все разногласия между собой и с другими государствами разрешать только мирными средствами. Государства-участники не могут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против своего партнера по Договору.

Агрессия против одной из стран-участниц Договора будет рассматриваться как агрессия против всех его участников. Как уточняется в документе, в таком случае все государства предоставят жертве агрессии необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления прав на коллективную оборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН.

Решение об использовании вооруженных сил с целью отражения агрессии принимают главы государств-участников. За пределами территорий своих стран военные формирования могут действовать только в строгом соответствии с Уставом ООН и национальным законодательством.

Координация и обеспечение совместной деятельности Договором возложена на Совет коллективной безопасности и его органы. Положение о Совете коллективной безопасности утверждено 6 июля 1992 года.

За время действия Договора приняты Концепция коллективной безопасности, Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности, Основные направления углубления военного сотрудничества государств-участников Договора о коллективной безопасности, Меморандум о повышении эффективности Договора о коллективной безопасности и его адаптации к современной геополитической ситуации, подписано соглашение "О статусе формирования сил и средств системы коллективной безопасности", в соответствии с которым государства-участники ДКБ "могут направлять на территорию государств-участников ДКБ по их просьбе и по согласованию с ними свои воинские формирования для совместного отражения военной агрессии, проведения совместных контртеррористических операций или командно-штабных и войсковых учений".

В 2001 г. принято решение о создании в рамках ДКБ Коллективных сил быстрого реагирования (КСБР), основной задачей которых станет поддержание мира и стабильности, а также борьба с терроризмом в Центральной Азии.

Создаваемая в рамках ДКБ система коллективной безопасности призвана сыграть стабилизирующую роль не только в региональном, но и в международном масштабе, так как она сможет стать частью будущих систем общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии.

Участники завершившейся сессии СКБ приняли решение о введении поста председателя СКБ на период между сессиями этой организации. Об этом сообщил президент Армении Роберт Кочарян. По его словам, введение поста председателя позволит оперативно решать текущие вопросы координации с секретариатом СКБ и принимать практические решения. Встреча в Ереване, по словам армянского президента, была знаменательной, поскольку структуры Совета коллективной безопасности стали принимать более четкие очертания. Это отразилось и в принятых на сессии документах.

Военно-техническое сотрудничество России со странами-участницами Договора о коллективной безопасности будет углубляться и отличаться от сотрудничества в этой сфере с другими странами мира. Об этом заявил президент России Владимир Путин по окончании сессии Совета коллективной безопасности. "Россия готовит соответствующую концепцию, которая будет готова в ближайшее время", - сообщил Владимир Путин. Глава российского государства также отметил, что "Договор о коллективной безопасности может быть наполнен новым содержанием и развиваться".

Следующее заседание Совета коллективной безопасности пройдет в Москве в мае 2002 года. Об этом сообщили в российской делегации. На пресс-конференции по окончании сессии СКБ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказал надежду, что Договор коллективной безопасности не будет аморфным, как СНГ и другие объединения бывших советских республик. Он считает страны-участницы ДКБ "союзными государствами и стратегическими партнерами". Президент Киргизии Аскар Акаев сообщил, что на сессии вопрос о включении новых членов в ДКБ не обсуждался. Однако он добавил, что "ДКБ открыт для всех желающих". Глава Армении Роберт Кочарян отметил, что "идет здоровое развитие СКБ". На сегодня, по его мнению, "вырисовывается структура, через которую государства-участники СКБ будут реализовывать мероприятия по укреплению своей безопасности".

Коллективные силы быстрого развертывания в Центральной Азии будут образованы, как ожидается, уже к 1 августа. Вопросы об их финансировании согласованы и носят чисто технический характер. Об этом сообщил высокопоставленный источник в российской делегации на сессии Совета коллективной безопасности.

Как стало известно, финансирование этих сил пока не прописано в бюджете, однако затраты на них должны быть минимальными, поскольку в штабе Коллективных сил быстрого развертывания в Бишкеке насчитывается всего восемь человек. В протоколах сессии будет, как ожидается, предметно расписано, какие подразделения, какая техника от конкретных стран войдут в эти силы, каковы будут места их дислокации, как они будут развертываться в случае учений или оперативной необходимости.

Главы государств-участников Договора о коллективной безопасности выразили готовность Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана "к тесному сотрудничеству с международным сообществом в деле нейтрализации очага напряженности в Афганистане и всемирного содействия политическому урегулированию афганского конфликта под эгидой ООН". Об этом говорится в подписанном ими заявлении.

"Мы призываем все государства к выполнению положения резолюции Совета Безопасности ООН номер 1333 от 19 декабря 2000 г.", - подчеркивается в документе. В заявлении выражается убеждение, что "усилия наших государств по борьбе с терроризмом и экстремизмом, полностью базирующиеся на положениях антитеррористических конвенций и других нормах международного права, будут, как прежде, поддержаны партнерами по СНГ и всем мировым сообществом".

Также участники ДКБ заявили о создании в ближайшее время Коллективных сил быстрого развертывания. "Мы будем и впредь давать твердый совместный отпор попыткам нарушить мир и спокойствие в Центральной Азии", - подчеркивается в принятом заявлении. "В данном контексте мы отмечаем важность формирования государствами-участниками ДКБ Коллективных сил быстрого развертывания и намерены обеспечить решение этой задачи в ближайшее время".

Президенты шести государств заявили о необходимости "продолжать укреплять двустороннее и многостороннее сотрудничество по линии внешнеполитических ведомств, правоохранительных органов и специальных служб, обеспечить гармонизацию национального законодательства в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом".

"Жесткое противодействие этим явлениям", отмечается в заявлении, будет сочетаться "с мерами сужения их социальной базы, в том числе путем обеспечения устойчивого экономического развития, удовлетворения социально-культурных потребностей населения". По мнению авторов заявления, "активная борьба государств-участников Договора о коллективной безопасности с терроризмом и экстремизмом является важным фактором в обеспечении международной безопасности и стабильности".

Президенты шести государств-участников Договора о коллективной безопасности выразили решимость "содействовать формированию многополярного справедливого демократического миропорядка, основанного на уважении Устава ООН и норм международного права". "Мы выступаем за укрепление роли ООН как основного механизма в поддержании международного мира и безопасности. Мы полны решимости прилагать неустанные усилия ради защиты мира и глобальной стабильности, совместного экономического развития".

Выбор читателей