Далю исполнилось бы 60

Замечательному актеру Олегу Далю 25 мая исполнилось бы 60 лет. Он был "неудобным" актером и человеком - чересчур честным и принципиальным. С горькой иронией он называл себя не народным, а "инородным" артистом

Замечательному российскому актеру Олегу Ивановичу Далю (1941-1981) 25 мая исполнилось бы 60 лет. Он родился за месяц до начала войны в Люблино, которое тогда было пригородом Москвы. Все его родные по матери были потомственными учителями, отец - крупный железнодорожный инженер, "партийный человек". Мечтой его детства было стать летчиком, но еще в школе Олег "сорвал" сердце игрой в баскетбол. В какой-то момент он понял, что, если станет артистом, то может и стать и летчиком, и Печориным.

Вопреки воле родителей, не понимавших его желание "кривляться на сцене", Даль поступил в Щепкинское училище. После окончания училища в 1963 г. был приглашен в театр "Современник", где в течение пяти лет играл только второстепенные роли: Генрих в "Голом короле", Мишка в "Вечно живых", Кирилл в "Старшей сестре", гном Четверг в "Белоснежке и семи гномах" (все спектакли поставлены в 1963 г.), Маркиз Брисайль в "Сирано де Бержераке" (1964 г.), Игорь во "Всегда в продаже" (1965 г.), Поспелов в "Обыкновенной истории" (1966 г.), эпизод в "Декабристах" (1967 г.). С годами положение Олега Даля в театре не улучшалось: ролей становилось все меньше.

Вскоре он ушел из "Современника", но потом вновь вернулся и получил первую значительную роль - Васьки Пепла в "На дне" Максима Горького (премьера спектакля состоялась в 1968 году). В марте 1976 г. его уволили из "Современника" за систематические нарушения трудовой дисциплины.

Тогда Олег Даль решил посвятить себя режиссуре и поступил на Высшие режиссерские курсы во ВГИК в мастерскую И.Хейфица. В 1976 г. Олег Даль пришел в руководимый А.Эфросом Театр на Малой Бронной, но и в этом коллективе он продержался всего два года, сыграв там две роли - Беляева в спектакле "Месяц в деревне" и следователя в пьесе "Веранда в лесу". Осенью 1978 г. он ушел из театра на Малой Бронной и поступил в труппу Малого театра, где его ввели на роль Алекса в спектакле "Берег" по Ю.Бондареву.

Широкую известность и любовь зрителей Олегу Далю принесли его роли, сыгранные в кино. Дебют его состоялся в 1962 г., когда он был еще студентом. Он сыграл одну из главных ролей в фильме режиссера А.Зархи "Мой младший брат", по роману В.Аксенова "Звездный билет". Потом были фильмы "Человек, который сомневается", "Первый троллейбус", "Старая, старая сказка", "Король Лир", "Отпуск в сентябре", "Тень", "Земля Санникова" и др.

Не менее плодотворными для Даля выдались 1973-1974 гг. и в кино. Он снялся в пяти картинах: "Звезда пленительного счастья", "Горожане", "Не может быть!", телефильмах "Военные сороковые" и "Вариант "Омега". В 1979 г. вышел на экран фильм "Приключения принца Флоризеля", в 1980 г. - "Мы смерти смотрели в глаза", в 1981 г. - "Незваный друг". В 1980-1981 гг. он преподавал во ВГИКе актерское мастерство.

В начале 1981 г. Олег Даль активно репетировал роль Ежова в постановке Малого театра "Фома Гордеев". 1 марта 1981 г. он уехал на съемки в Киев, а 3 марта скончался. Похороны актера состоялись через несколько дней в Москве на Ваганьковском кладбище (его могила находится в одной ограде с могилой балерины Садовской).

"Дело, дело и еще раз - дело!.. Все остальное - суета", - это запись в дневнике Олега Даля. Там же: "Пусть все летят к чертовой матери в пропасть, на дне которой их "блага", звания, ордена, медали, прочие железки, предательства, подлости, наигранные принципы, болото лжи и морального разложения!" Он был "неудобным" актером и человеком - чересчур честным, чересчур принципиальным, чересчур прямым.

Сыграв Зилова в фильме "Отпуск в сентябре" по культовой книге Вампилова "Утиная охота", Даль стал "иконой" целого поколения "потерянных людей". Рефлексия, тонкий психологизм, ирония - то, что отличало игру Олега Даля начиная с самой первой его роли в кино. Он сыграл Печорина, Зилова, Шута в "Короле Лире", Лаевского в "Плохом хорошем человеке".

Даль не уживался ни с кем. Уходил из театров и от режиссеров, прерывал съемки, пил. Он не был отмечен ни одной из кинематографических наград. С горькой иронией Олег Даль называл себя не народным, а "инородным" артистом.

"Многим Олег казался мрачным человеком, но дома он всегда был веселым и добрым, - призналась вдова Даля Елизавета Алексеевна. - У него была заветная мечта - сыграть комедийную роль. Однажды Олег очень смешно изображал старика, и мне вдруг стало страшно: я поняла, что он сам никогда стариком не будет. Меня никогда не покидало ощущение, что его связывает с жизнью тонкая ниточка, которая может оборваться в любую секунду". Режиссеры, работавшие с Далем - Владимир Мотыль, Алексей Симонов, Владимир Трофимов, вспоминают о нем с большой теплотой. И все они сходятся в одном: он был удивительно чутким и думающим человеком.

"Олег был болен замечательной болезнью - "манией совершенства". Это верно. Он играла так, что все осветители забывали свет. Все актеры забывали, что делать, слушали Даля".

Олег Табаков так говорит об актере: "Олег Даль, или как его в "Современнике" звали - "Дальчонок", был любимым таким ребенком, баловнем, шалопаем, балбесом. Всякое бывало. Я даже уволил его один раз за злоупотребление".

Еще одна цитата из дневника: "Стал часто думать о смерти, удручает никчемность". Через несколько месяцев после этой записи Даль умер. Как и положено актеру, на сцене - во время съемок по сценарию, о котором мечтал. Но эту роль сыграл уже другой.

Читайте также

Выбор читателей