Промышленники России берутся за Чечню

Предприниматели и промышленники решили провести свой съезд непосредственно в Чечне. Такое мероприятие может состояться уже через месяц в Грозном, тогда и появятся конкретные программы и предложения

На прошлой неделе в самом центре Москвы, в офисе Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) состоялась рабочая встреча по проблемам "развития производительных сил Чеченской республики". Пообщаться с банкирами, энергетиками и предпринимателями прибыли глава республики Ахмад Кадыров, премьер Чечни Станислав Ильясов и министр Владимир Елагин. Встреча, которую вел президент Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский, превратилась в демонстрацию намерений. И гости и хозяева решали, что же делать с многострадальной Чечней в плане экономики (которой пока не существует). Если Елагин с Ильясовым упирали на подпитанную госсредствами федеральную программу и говорили о создании внебюджетных фондов, то выступления предпринимателей, отраслевиков и чеченских директоров предприятий были разрозненными. Как и следовало ожидать от первой встречи деловых людей, каждый говорил о том, что наболело: строитель – о цементе, пекарь – о муке и булках, управленец – о подготовке высококвалифицированных кадров. Бывший глава чеченского правительства во времена Доку Завгаева Саламбек Хаджиев вообще прочитал собравшимся мини-лекцию о видах инвестиций в чеченскую экономику и предложил свой план создания экономики республики из пяти пунктов, упирая на охрану собственности и налоговые льготы.

Особую позицию занял бывший спикер Верховного Совета РФ Руслан Хасбулатов. Опальный Руслан Имранович, источающий утонченный аромат трубочного табака, "развел крамолу" в курилке, критикуя военный беспредел в Чеченской республике, и повторил свои слова перед собравшимися в тесном зале.

– Почему не ловят известных террористов? – спрашивал у журналистов Хасбулатов и сам же отвечал: – Если поймают, то генералы не будут мелькать на телеэкранах. Дума не станет выделять средства на повышенный оборонный бюджет. Они не понимают, что эта война, бесконечные поучения как воевать с терроризмом, превратились в трагедию, фарс для всего мира. Над нашими правящими кругами уже все смеются. Много лет мы не можем поймать десяток бандитов, а на деле идет планомерное уничтожение мирного населения. Тот сектор армии, который воюет в Чечне, выведен полностью из-под контроля и государства, и парламента, и самого президента, и даже военного ведомства. Чечню отдали военным на откуп – делайте все, что хотите.

По мнению экс-спикера Верховного Совета, если не будут остановлены военные действия, то ничего не изменится: "Эту войну можно было завершить еще весной прошлого года полным разгромом и поимкой, уничтожением этих главарей".

В этом все выступающие оказались единодушны: под дулами автоматов экономику не возродить. Аркадий Вольский напомнил присутствующим о своей прежней поездке в республику, когда мулла одной из мечетей показал ему обезглавленное тело ребенка...

Предприниматели и промышленники решили провести свой съезд непосредственно в Чечне. Станислав Ильясов заявил, что такое мероприятие может состояться уже через месяц в Грозном. Тогда и появятся конкретные программы и предложения. В свою очередь, Ахмад Кадыров полностью поддержал эту инициативу, заметив, что без помощи извне чеченцы не смогут сменить "автоматы на лопаты".

Ахмад-хаджи, приехавший на встречу прямо из аэропорта Внуково, отметил, что в последнее время с Чечней заигрывают некоторые деятели, преследующие корыстные цели:
– Есть некоторые дельцы, так называемые олигархи, политики, бизнесмены, которые проявляют интерес к республике только в одном плане – они хотят как можно больше выжать из измученной войной Чечни, – сказал Кадыров. – Этим они оскорбляют народ.

Как сообщил глава чеченской администрации, в республике пока не существует рабочих мест. Единственное, в чем местные власти преуспели, так это в сельском хозяйстве. Если при Советской власти в Чечне засевали 300 тысяч гектаров земли, то сегодня, когда в республике нет ни войны, ни мира, хлеборобы умудрились засеять 200 тысяч га пахотных угодий. Это много, учитывая, что на оставшихся 100 тысячах гектаров стоят мины. Там пахать будет только самоубийца. Гораздо хуже обстоит дело с животноводством. По словам Кадырова, в республике осталось около двух процентов от того поголовья скота, которое существовало в Чечне в союзные времена. Правда, как заметил глава республики, признаки улучшения ситуации имеются. Во-первых, правительство переехало в Грозный. Во-вторых, делается все, чтобы беженцы вернулись в республику. На данный момент Грозный готов принять 15 тысяч человек и разместить их в школах, зданиях бывших детских домов и интернатов. Еще около 50-ти тысяч беженцев готовы принять в свои дома жители горных районов республики. Однако этой работе мешают определенные силы, которые не заинтересованы в возвращении людей в Чечню. "Речь идет об Ингушетии, – отметил Кадыров. – К нам поступает информация о том, что в городках переселенцев искусственно нагнетается обстановка. Людей запугивают зачистками и поборами со стороны военных в Чечне. Наверное, кому-то выгодно, чтобы люди ютились палатках".

Министр РФ Владимир Елагин, курирующий восстановление Чечни, ответил на несколько вопросов корреспондента "Yтра" после заседания рабочей группы.

– Владимир Васильевич, Москва уже больше года говорит о восстановлении экономики республики. С чего нужно начинать это процесс?

– На сегодня создана Федеральная целевая программа по восстановлению Чеченской Республики, которая состоит из нескольких частей. Первое – это финансирование социальной сферы. Этот процесс уже начался без больших проблем. Все вопросы оперативно решаются. Второе – восстановление инфраструктуры: железнодорожного и автомобильного транспорта, связи, электрификации и так далее. Затем восстановление промышленности, конкретных объектов, учреждений и т.п. Уже работает РАО ЕЭС, образованы внебюджетные фонды. В электрификации сделано очень многое, хотя здесь существует множество проблем. По-прежнему воруют провода, целые линии. И, наконец, третий момент – инвестиции, без которых невозможно восстановление хозяйства. Финансовые средства будут привлекаться на восстановление объектов хозяйства, их обеспечение трудовыми ресурсами, организацию сбыта продукции.

Нельзя забывать, что десять лет Чечня фактически находилась вне процессов, происходящих в экономике России. Республика отстала на десять лет. Здесь отсутствует разделение собственности на федеральную и муниципальную, в самое ближайшее время необходимо заняться этой проблемой. Будет принято временное распоряжение по разделению собственности в Чеченской республике, иначе не избежать хаоса.

– Недавно в СМИ прошла информация, что в Чечне заработали и банки. Будут ли там развернуты подразделения Сбербанка России?

– По банкам ситуация непростая. Если говорить о цифрах, то сейчас в республике действует 6 военно-полевых банков. Открыт филиал Россельхозбанка. Что же касается Сбербанка, то этот вопрос пока не решен. До сих пор не определились, что же делать с прежними вкладами и сбережениями.

– В представительстве полпреда президента России в Южном федеральном округе Виктора Казанцева не раз поднимался вопрос о нелегальном нефтебизнесе, который приобрел в Чечне грандиозный размах...

– Да, действительно, в республике действуют тысячи подпольных мини-заводов, наносится колоссальный ущерб государству. Но не стоит забывать, что многие семьи живут только за счет продажи нефти и бензина. Мы должны дать людям работу в нефтяной отрасли, в которой сейчас 90 процентов "левака", ввести это бизнес в легитимную систему. Пока это производство полностью нелегально, не платятся налоги, акцизы, нарушается экология. Но и расстреливать с вертолетов мини-заводы – это неправильно. Ведь мы сами будем потом тратить бешеные деньги на восстановление экологии республики. Эти мини-заводы ведь можно разбирать и вывозить. Ну разбомбили завод с вертолета, а завод восстановят через какое-то время, и что толку? Нужно поступать цивилизованным путем. Так что силовые методы не всегда адекватны. Например, часть уборочных работ селяне провели за счет именно этой "левой" дизельки, которая была задержана и направлена на нужды сельского хозяйства. И мы договаривались об этом с бывшим главой МВД Владимиром Рушайло.

– Как Вы оцениваете отставку мэра Грозного Бислана Гантамирова?

– Мы недавно общались на ту тему с Виктором Казанцевым и пришли к выводу, что в Грозном сейчас нужен крепкий хозяйственник. Конечно, и политикой тоже кому-то надо заниматься. Но это прерогатива главы республики Ахмада Кадырова. А Грозный заждался руководителя, который поднимет его из руин. Как организовать всю эту работу? Вот о чем должна болеть голова. Сегодня любое здание, которое уже не подлежит восстановлению по техническим параметрам, должно уничтожаться после составления соответствующего акта городской администрации. Для этого мэрия должна работать в нормальном хозяйственном режиме, а не так, как она работала до этого. Сейчас рассматривается несколько кандидатур на пост мэра чеченской столицы. Это авторитетные и способные люди. А Гантамиров останется на госработе.

Решение по мэру Грозного принималось и администрацией Кадырова. Просто сегодня наступил другой период. По мнению руководства республики, Бислан Гантамиров меньше сил и времени уделял городу, чем политике.

– Несколько месяцев назад говорилось, что на восстановление Чечни и конкретно Грозного выделялись определенные суммы. Утверждалось, что только на Грозный пошло около 700 млн. рублей. Но эти суммы так и не попали в город, в районы...

– А эти деньги и не будут выделяться в районы. Мы не будем дробить эти средства. Сегодня только формируется документация. Прежде чем вкладывать, нужно понять, что делать, как восстанавливать. Это очень сложно. Там все разрушено. Делается новый генеральный план. Как только это будет сделано, то и деньги пойдут. Вот по двум водозаборам в Грозном уже начались работы. Они представят документацию, и мы будем оплачивать. Там не будет такого, что раздадим по районам и так далее. Иначе средства уйдут в песок, как уже было не раз. Город Грозный будет восстанавливаться единым комплексом. Будет один генподрядчик, который будет восстанавливать всю систему. Его необходимо сперва разминировать, проверить все коммуникации, канализацию. Так что деньги на восстановление пока не пущены. Я не могу просто так, без документов, отдавать средства. Потом спросят – а где деньги? И кто тогда ответит? По срокам: я думаю, что в июне начнется реальное восстановление. Пока опережающим путем начата работа по восстановлению канализации и водоснабжению. Это по Грозному. И то же самое по республике.

Выбор читателей