Helloween: в Россию мы ехали 15 лет...

Долгожданные Helloween наконец-то приехали в Россию с концертами. Песни были и старые, и новые, а вот свою знаменитую тыкву они где-то посеяли

Думается, лишний раз не надо напоминать нашим читателям, отчего немецкий power-metal-квинтет Helloween является столь любимым в России. Тем более понятен интерес к ним со стороны журналистов, которые устроили прямо-таки массированную атаку на музыкантов во время пресс-конференции, состоявшейся накануне московского концерта.

Будут ли исполняться в завтрашнем концерте старые вещи?
Маркус Гросскопф (бас): Что, все вещи со всех альбомов? Тогда нам надо начинать играть их прямо сейчас!.. Вообще-то, мы собираемся исполнять и новые, и старые, начиная с "Walls of Jericho" и до последнего. Не будет вещей только с 2-х альбомов.

(Вопрос Майклу Уэйкату): Планируете ли Вы выпуск сольного альбома, и как скоро он выйдет? (услышав перевод, участники группы дружно смеются)
Майкл Уэйкатт (гитара): Альбом в ближайшее время не планируется, т.к. я хочу, чтобы он вышел как можно лучше, но позднее как-нибудь я его обязательно сделаю. (Представитель концертного агентства TCI Татьяна Дальская пояснила присутствующим, что взрыв смеха был вызван тем, что вчерашняя пресс-конференция в Петербурге началась именно с этих двух вопросов).

Будет ли отличаться концертная программа в Москве от той, что вы играли в Питере?
М.У.: Нам часто задают подобные вопросы – где нам приятнее всего выступать. На самом деле, вчера, сойдя со сцены, я почувствовал, что Петербург – это одно из мест, где нам приятно играть. Кроме того, это потрясающе – мы не могли сюда приехать 15 лет... и мы все-таки здесь...
Энди Дэррис (вокал): Программа концерта будет абсолютно такой же, как в Европе, Америке или еще где-то. Ничего меняться не будет.

Известно, что музыканты группы участвовали в качестве сейшенменов в проектах Avantasy и Ayreon. Поделитесь, пожалуйста, вашими ощущениями от этой работы.
М.Г.: Avantasy – это типичный хэви-металлический проект, такой прогрессив с сильным влиянием 70-х. Немного несовременный, сложно его сравнивать с чем-либо.
Э.Д.: Да, работать с Арьеном (лидер Ayreon) было очень интересно. Он пригласил в свой проект много народу – например, Брюса Диккинсона (Iron Maiden). Мы работали вместе не то 10, не то 15 дней, это неважно – все происходило на одном дыхании, масса впечатлений. Было здорово.

Не улавливаете ли вы определенных параллелей между вашей последней пластинкой "The Dark Ride" и последним альбомом Элиса Купера "The Brutal Planet", как в концепции, так и по настроениям?
М.Г.: Что касается меня, я не слышал последнего альбома Купера, однако, наверное, их можно сравнивать. То, что не сделал он, сделали мы, и наоборот. Может быть, наши менеджеры менялись идеями? (заканчивает свой ответ под смех и аплодисменты остальных музыкантов)

Как вы считаете, есть ли будущее у стиля "power-metal"?
М.У.: Нельзя закрывать глаза на окружающую реальность. Нам приходится все время находиться в поиске, делать что-то новое. Ведь представьте: через 20 лет наши поклонники скажут: "Ну вот, еще один альбом, абсолютно такой же, как и 10 предыдущих". Мы не можем себе этого позволить, поэтому мы просто вынуждены постоянно экспериментировать, иначе зрители нас не поймут... Мы остаемся спид-металлической командой. Однако запись программ – всегда процесс творческий. Именно поэтому в наших альбомах могут присутствовать песни, не характерные для "классического" Helloween.

В музыке Helloween многие слушатели, по крайней мере в России, могут отметить большое влияние славянских мелодий. В связи с этим вопрос: слушаете ли вы какую-либо русскую музыку, или, может быть, у музыкантов группы присутствуют славянские корни?
М.У.: Да, безусловно, в этом есть доля правды – начиная с Кая Хансена, нашего гитариста, который, видимо, слушал много восточной музыки из коллекции его матери... Или вот наш гитарист – Рональд Грапов; согласитесь, уже только его фамилия звучит очень по-восточному; да и я бы сейчас, наверное, с большим удовольствием поехал на Восток, чем на Запад. В этом определенно что-то есть.

Рисунки художника Фредерика Маулера были частью фирменного стиля Helloween. Почему вы отказались от сотрудничества с ним?
М.У.: Все очень просто. Мы всегда хотели продолжать с ним работать, но ему постоянно было некогда, он частенько уезжал путешествовать, даже когда бывал нам очень сильно нужен. Единственным условием с его стороны было, чтобы его последователь не копировал стиль, начатый им. Наш нынешний художник работает в своей манере, поэтому и обложки выглядят несколько иначе.

Недавно вышел трибьютный альбом "The Keeper Of Jeriho". Слышали ли вы его и можете ли кого-то особо отметить?
М.Г.: Да, безусловно, слышали, однако не можем выделить особо никакую группу. Нам вообще не понравилась идея создания этого трибьюта, т.к. она исходила от нашего бывшего менеджера. Он сделал себе на этом много денег; но главное, почему альбом не понравился, – в него включены наши песни только с ранних альбомов. Мы против такого подхода, мы не считаем, что Helloween умер, у нас есть много новых хороших вещей. Единственное объяснение, почему они не попали на "трибьют" – эти песни слишком хороши, чтобы их мог исполнить кто-то другой...


Собираясь на следующий день на концерт, я уже знал, что Helloween не будут играть одну из своих самых ярких "ранних" композиций "A Tale That Wasn’t Right". На мой вопрос, отчего – ведь в мелодии этой баллады русскому человеку слышится что-то особенно родное и душевное, – автор композиции, гитарист Майкл Уэйкатт пожал плечами: эту песню группа давно не репетировала, поэтому играть ее они не будут...

Не знаю, как у кого, а у меня впечатление от концерта осталось двойственное. Настроение оказалось подпорченным уже в самом начале, когда совершенно безо всякой причины ко входу в ЛДС ЦСКА подогнали десяток конных милиционеров, чем благополучно создали неприятную давку и нервозную атмосферу на проходе. Толпа, между прочим, вела себя тихо (на "Арии" & U.D.O. фанаты были гораздо активнее!), чего не скажешь о лошадях. Один резвый коник нервно переминался с ноги на ногу, непрестанно порываясь покусать всех, кто оказывался поблизости. Крайне сомнительное удовольствие для зрителей, которые, повторяю, вели себя спокойно. Незапланированный бонус-аттракцион... Естественно, по причине блестяще организованной свалки концерт был отложен на час. Обычная практика.

Задник сцены явил взорам присутствующих вариации на темы оформления последнего альбома группы, а вот знаменитой тыквы на сцене отчего-то не наблюдалось. Первые несколько композиций особо бурной реакции у зала не вызывали, хотя партер, естественно, колбасился на всю катушку с самого начала. Басист Гросскопф – высоченный, под два метра – туда-сюда носился по сцене, держа гитару наперевес на манер пулемета, не забывая при этом о своих прямых обязанностях. "Живой такой, веселый..." Лид-гитарист Майкл Уэйкатт, напротив, выпиливал свои партии излишне флегматично, лишний раз не дергаясь. Всю первую половину концерта он проиграл с сигаретой в зубах, чуть ли не прикуривая одну от другой, при этом вид у него был демонстративно независимый – я, мол, не с вами. Вокалист Энди Дэррис, держа в одной руке микрофон, другой активно жестикулировал, по возможности иллюстрируя содержание песен. Впрочем, это было необязательно: партер состоял по большинству из "своих", фанатов, знающих большую часть репертуара наизусть. Остальные, для кого Helloween остаются в основном "хранителями семи ключей", мирно дремали в креслах на трибунах, тем более что на боковых местах звука как такового не было. Конечно, ДС – не концертный зал, но и партер – еще не все зрители; о трибунах тоже надо было подумать, если уж туда проданы билеты. Вместо двух лидер-гитар до боковых мест доносилась какая-то каша, в аппаратуре постоянно что-то коротило, и в паузах между песнями отчетливо слышался навязчивый гул наводок.

Впрочем, это претензии в большей степени адресованы техперсоналу группы, а музыканты Helloween продолжали делать свое дело... Лед был сломлен примерно к пятой композиции. Трибуны проснулись, и народ вволю побесился под "I Want Out". Исполнение еще одного "народного шлягера" – "Future World" – сопровождалось сольным выходом Роланда Грапова – с дирижированием залом и гитарно-балалаечной "Калинкой-малинкой" в качестве вступления. Грапов, кстати, в случае необходимости вполне может заменить Энди Дэрриса на полконцерта. У него достаточно мощный голос – и это в дополнение к амплуа ведущего гитариста. И чтобы закончить тему вокалов: как мне кажется, главной потерей Helloween стал не "развод" с Каем Хансеном (хотя его композиций группе действительно недостает), а уход "золотого голоса" Майкла Киске: Дэррис совершенно нормально вытягивал высокие ноты старых хитов (временами было полное ощущение, что поет Киске), однако прочие песни, написанные уже "под Энди", лишены этой квази-истеричности. В результате – сразу теряется эффект "фирменного стиля Helloween" и звучит уже другая группа...

Конечно, и в сегодняшнем репертуаре группы есть хорошие вещи, но, наверное, все мы ждали "чего-то большего". С трех первых альбомов (давайте признаем, особенно любимых в России) прозвучали всего 5-6 песен – как раз тех, что принесли Helloween мировую известность. Жаль, что старых композиций было так мало, жаль, что не спели "A Tale That Wasn't Right" – в репертуаре Helloween баллад и без того почти нет. Понятно, что музыканты не хотят превращаться в живой памятник самим себе и исполнять только старые хиты, но, думается, для России, в которой группа раньше вообще не бывала, можно было сделать исключение. Их ведь так об этом просили!

Выбор читателей