Кто и как поднимет "Курск"

Российские специалисты рассказали на какой стадии находится подготовка к операции по подъему подводной лодки "Курск", и уточнили подробности состава ее участников

На пресс-конференции в ЦКБ "Рубин" российские специалисты рассказали на какой стадии находится подготовка к операции по подъему подводной лодки "Курск", и уточнили подробности состава ее участников.

Как передает РИА "Новости", начальник НИИ Аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны вице-адмирал Юрий Сухачев сообщил, что в операции примут участие равное количество российских и зарубежных водолазов. По его словам, с российской стороны подготовку осуществляет группа из 16 водолазов (с учетом резерва), которые участвовали в прошлогодней операции по подъему тел затонувших подводников. Все водолазы добровольно дали согласие на участие в операции. Состав команды зарубежных водолазов на сегодняшний день пока не определен.

Юрий Сухачев также сообщил, что продолжаются переговоры с американо-норвежской компанией Halliburton Subsea и с еще одной (не названной) компанией об участии их высокопрофессиональных водолазов в операции по подъему подводной лодки. Напомним, что договор на осуществление операции по подъему затонувшей атомной подводной лодки "Курск" уже подписан с голландской компанией Mammoet Transport BV.

Тем не менее, как подчеркнул вице-адмирал, основная нагрузка ляжет на российских водолазов, которым придется провести работы по дообследованию подлодки и разметить технологические отверстия, необходимые для закрепления специальных захватных устройств на корпусе подлодки.
Вырезка технологических отверстий и отсечение первого отсека будет проведена без участия водолазов, с помощью специальных роботов. Далее планируется обследовать первый отсек подлодки, степень его "заноса" песком и илом. Не исключено, что здесь может находиться неразорвавшийся боезапас. Вполне возможно, что при подъеме первого отсека часть его элементов можно будет оставить на дне. Вся операция будет сопровождаться теле-мониторингом и в случае опасности будет остановлена.

Директор ЦНИИ имени академика Крылова, который совместно с ЦКБ "Рубин" разрабатывает операцию по подъему "Курска", Валентин Пашин сообщил, что вероятность успеха операции по подъему подводной лодки "Курск" достаточно велика и приближается к ста процентам.

По его словам, ЦКБ "Рубин" рассмотрел более 500 проектов подъема субмарины. Он отметил, что были отклонены проекты самого ЦКБ "Рубин", возглавляемого им НИИ, а также НИИ Аварийно-спасательного дела, водолазных и глубоководных работ Минобороны. "Это доказывает, насколько серьезен проект, подготовленный Mammoet Transport BV", - подчеркнул Пашин.

Многие ученые высказывались о неграмотной подготовке операции по подъему "Курска". Однако такая позиция возникла из-за отсутствия у них полной информации, как о самом проекте подъема, так и о "Курске". В настоящее время проведен ряд успешных экспериментов.

В частности, 24 мая были завершены испытания элементов конструкции особой тяговой системы, заменившей в новом проекте тросовую систему подъема. Все испытания, отметил Пашин, дали положительный результат.
Со второй половины июня предполагается проведение испытаний на нескольких крупногабаритных моделях в разных опытных бассейнах на различные виды нагрузки. "У нас нет опасений, что мы какие-то крупные вопросы не учли или не предусмотрели", - подчеркнул Пашин. Он так же добавил, что только с российской стороны в подготовке проекта и в самой операции подъема участвуют около 12 фирм.

Кроме того, по словам Пашина, операция предусматривает беспрерывный мониторинг атомной энергетической установки, т.к. согласно контракту необходимо выполнять международные рекомендации по экологическому контролю. В настоящее время радиационный фон и тепловое поле в районе гибели атомной подводной лодки "Курск" "вполне удовлетворительны".

Касаясь возможного неудачного исхода операции, Пашин заметил, что "какая-то доля вероятности неудачного исхода существует всегда, поэтому весь комплекс экспериментальных работ направлен на просчеты этих сложностей". Помимо неблагоприятных погодных условий Пашин назвал еще ряд обстоятельств, которые могут препятствовать благополучному исходу операции по подъему затонувшей лодки. Среди них - неподдающиеся точному расчету силы присоса корпуса лодки к грунту, смещенный при взрыве центр тяжести субмарины. Для безопасности работ в случае изменения погоды в период их проведения проектом предусмотрены специальные "штормовые отстои" на каждом этапе.

Согласно статистике, за 100 лет существования подводных лодок, во всем мире затонуло 230 субмарин, на которых погибло 4600 человек. В том числе две атомные подлодки США и пять атомных субмарин СССР и России. В то же время, ежегодно в мире тонут 350-400 надводных судов.

Фото AP © 2001 Associated Press

Выбор читателей