Все звезды в "Ералаше" по-американски

Они еще носят памперсы, но уже спасают мир. "Дети шпионов" – семейное кино от Родригеса. Школьники вопят от восторга, взрослые сползают под кресла от смеха

"Дети шпионов"
семейное кино
Режиссер и сценарист: Роберт Родригес
В ролях: Антонио Бандерас, Карла Гуджино и др.


Что такое "авторское кино"? Вопрос отнюдь не риторический. У нас в стране почему-то царствует ошибочная концепция, что авторское кино – это кино, которое режиссер (автор) снимает сам для себя. Ну, еще для нескольких десятков человек, которые просыпаются после просмотра, протирают глаза, подходят к режиссеру и трясут ему руку, повторяя: "Гениально, мать твою, просто конгениально!". Это абсолютно извращенное толкование. Авторское – это кино, у которого есть один АВТОР. Вот Роберт Родригес снимает кино просто исключительно авторское. Он сам пишет сценарий, сам продюсирует, сам снимает, а потом сам монтирует. Потому что Мастер. Потому что автор. Потому что знает: хочешь запороть какое-то дело – поручи другому. Единственный недостаток, вытекающий из подобной многостаночности, – снимает, подлец, исключительно медленно. Однако ж спустя всего три года после "Факультета" мы получили его очередной блокбастер "Дети шпионов".

Родригес иногда делает так: берет какую-то идею из собственного фильма и творчески ее развивает. Из "Музыканта" он сделал "Десперадо". Видимо, понравилась ему и история о детях из "Четырех комнат". Потому что "Детей шпионов" можно рассматривать как продолжение (мальчик и девочка, девочка старше, крутой папа-Бандерас).

Итак, разрешите представить: семья Кортезов. Папа и мама работают "консультантами". Дети, Кармен и Джуни, – простые школьники. Дети очень любят слушать на ночь сказку о двух шпионах (вернее, шпионе и шпионке). Как те получили "заказ" друг на друга, но влюбились, сыграли свадьбу и отошли от дел. Дети очень любят старую сказку, не зная, что это абсолютно реальная история их родителей.

Правда открывается только тогда, когда родителей похищает нехороший злодей Феган Флуп (Алан Камминг), ведущий детской передачи на ТВ, напоминающей "Телепузиков". Этот мерзавец отлавливает бывших и действующих шпионов и с помощью хитрой мутации делает из них монстриков для своего шоу. (Весьма мрачный момент. Откуда мы, например, знаем, кто там играет в настоящих ТелеPUSSYках? Обычные актеры или плененные секретные агенты? Бр-р-р. Мороз по коже.) Но и этого Флупу, как водится, мало. Помимо ТВ-проекта, он еще разрабатывает роботов, полностью состоящих из больших пальцев и носящих (в нашем прокате) искрометное имя Пал Палычей. Ну, и того... Естественно, Флуп стремится к власти над всем миром. А что это за Злодей, не стремящийся к мировому господству? Так не бывает. Власть он намерен захватить при помощи роботов, внешне копирующих детей самых могущественных политиков: президентов, генералов, сенаторов, генсеков. (Тут у меня опять начались мрачные предчувствия, но утром прочитал статью, как Бушеву дщерь снова застукали за попыткой купить пивка, и сразу отпустило – нет, она еще не робот.) Маленькие терминаторы почти готовы, им только мозгов не хватает. Вот именно поэтому и похитили Грегорио Кортеза с женой. Кортез когда-то участвовал в разработке суперсложного и мегамощного компьютерного "третьего мозга", который теперь позарез необходим Флупу для его грязных замыслов.

Дети остаются одни и встают перед вопросом: а что, собственно, теперь делать? Ответ – спасать надо родителей, а по пути, если получится, и мир. Но родители – важнее. В спасении детки на полную катушку используют миниатюрные хитроумные суперсекретные шпионские прибамбасы, частью найденные в родительском тайнике, частью – у неожиданно обретенного родного дяди. И тут фантазия Родригеса вырывается на широкий простор.

Это Джеймс Бонд для детей. И не только для них. Это "Ералаш": "Мальчишки и девчонки, трам-пам-патапам. А также их родители! Веселую историю увидеть не хотите ли?". Т.е. веселая сказка, которая, конечно, ложь, но с намеком внутри. Намек-то внутри, а "Ералаш" снаружи: комедия, экшн, шпионский боевик, пародия. Правда, местами сказка довольно странная: вряд ли полностью понятная не то что младшему поколению, но и части старшего. А что вы хотели от Родригеса? Это ж не Уолт Дисней, в конце концов, не приторная стряпня от Криса Коламбуса и не пошлый юмор "Денниса-Угрозы".

Вполне осознаю, что кратко пересказанный сюжет кажется простоватым даже для 12-летних детей. Но это не совсем так. Благодаря монтажу, юмору и актерам фильм смотрится легко и непринужденно любой аудиторией. Он вроде бы как проповедует семейные ценности в том смысле, что главнее семьи ничего нету. Но семья у Родригеса – это не карамельная картинка. Семейный фронт, он потяжелее шпионского будет. Каждый день – как на бой. Семья требует постоянной заботы и ухода. Потому что прямо за дверью всегда подстерегают враги и хаос.

У фильма абсолютно смешной бюджет – 35 миллионов. При том, что спецэффекты хоть до "Звездных войн" и не дотягивают, но смотрятся вполне на уровне. Умеет человек. Скудость средств рождает богатство воображения. Режиссер чуть ли не лично за станком стоял, вытесывая из подсобных материалов действующие модели шпионской техники. А актеры у Родригеса, похоже, снимаются за копейки. Кто еще может собрать вместе Бандераса, Чич Марина, Роберта Патрика, Джорджа Клуни и Дэнни Трехо? Да так, чтобы они не отрабатывали номер, а отрывались на полную катушку? Особенно Бандерас, который так хорошо не смотрелся со времен "Маски Зорро".

Нельзя не упомянуть и композитора Дэнни Эльфмана, который, пародируя самого себя, написал основную тему к фильму, подозрительно напоминающую его же музыку из "Невыполнимой миссии". Только здесь она, начинаясь столь же пронзительно, быстро перетекает в латиноамериканские ритмы. Фильм вообще постоянно отсылает к латиноамериканской культуре. Начиная с аллюзии на легендарное кино "Баллада о Грегорио Кортезе" и заканчивая репликой Бандераса, относящейся к плачущему от избытка чувств брату: "Латинос...".

Родригес заявил, что снимал кино для своих детей (три сына с крутыми именами: Ребел, Рокет и Рейсер!). Врет поди. Для себя он снимал! Видно же невооруженным глазом, что отдыхает человек на площадке. Продолжает дело великих и ужасных Бориса Бланка и Дитера Маейра из YELLO, которые ровно десять лет назад объявили, что основная цель их творчества – "возвращение человечеству детского восприятия мира".


Фильм можно посмотреть в кинотеатрах "Американ-Синема", "Прага", "Горизонт", "Стрела", "Аврора", "Витязь", "Мечта", "Солнцево", "Тбилиси".

Выбор читателей