Кто заменит Ясира Арафата?

Многие склоняются к тому, что Арафата скорее всего заменит или Махмуд Аббас, или Ахмед Курей. Оба – весьма опытные политические деятели. Их восхождение на вершину властной пирамиды будет символизировать преемственность политического курса

Несмотря на все более ухудшающиеся отношения между Израилем и администрацией Палестинской автономии, Ясир Арафат единственный, с кем еврейское государство согласно иметь дело в вопросах политического урегулирования конфликта. Однако вопрос о том, кто в конце концов заменит бессменного Арафата, не может не беспокоить Израиль, желающий удержать мирный процесс во что бы то ни стало.

Министр по делам Иерусалима в Палестинской автономии Фейсал аль-Хусейни (по слухам, неофициальный приемник Ясира Арафата) скончался в Кувейте 31 мая с.г. от сердечного приступа в возрасте 60 лет. Его похоронили 1 июня на мусульманском кладбище в Старом городе Иерусалима, расположенном на Храмовой горе, рядом с могилами отца и деда.

По мнению наблюдателей, смерть аль-Хусейни является чувствительным ударом как для палестинцев, так и для израильтян. Первые лишились человека, к голосу которого прислушивались не только арабы, но и политические функционеры Запада, не говоря уже об израильских лидерах. А вторые потеряли партнера по переговорам, которого они считали вероятным преемником Ясира Арафата.

Фейсал аль-Хусейни родился в известной иерусалимской семье, глава которой Абдель Кадер Хуссейни был одним из палестинских лидеров во время первой арабо-израильской войны (в Израиле ее называют "Войной за Независимость"), начавшейся в 1948 году. Сын вступил в Организацию освобождения Палестины (ООП) в 1964 году и стал одним из наиболее видных ее членов. Он входил в исполнительный комитет ООП, был членом центрального комитета ФАТХа. Аль-Хусейни выступал решительно против аннексии Израилем Иерусалима и Западного берега реки Иордан. Кстати, до конца своих дней он жил в Восточном Иерусалиме. Тем не менее, он был одним из первых палестинских политиков, установивших контакт с израильтянами. Больше того, несмотря на то, что ему пришлось провести несколько лет в израильской тюрьме и под домашним арестом, он начал предпринимать шаги к поиску путей решения израильско-палестинского конфликта. Не удивительно, что именно ему израильтяне разрешили оставаться на территории еврейского государства. Другие лидеры ООП, как известно, находились в Тунисе.

Известно также, что Аль-Хусейни был первым палестинским политиком, который пошел на контакты с Белым домом. За его плечами – участие в переговорах в Мадриде в 1991 году и в консультациях, предшествовавших заключению договора в Осло в 1993 году.

Поскольку Аль-Хусейни знал иврит, его часто приглашали на израильское телевидение. Он приходил, чтобы изложить израильтянам позицию палестинцев по тем или иным вопросам. Израильские политики умеренного толка не раз заявляли, что рассматривают Фейсала аль-Хусейни как лидера, с которым можно иметь дело даже в моменты обострения израильско-палестинского конфликта.

Сообщая о смерти Аль-Хусейни, многие СМИ (прежде всего израильские и арабские) задаются вопросом: "Кто заменит Арафата?". Сам палестинец №1 избегает обсуждать вопрос о возможном приемнике. Но ему пошел восьмой десяток, он болен, и вопрос о "сменщике" весьма актуален.

По сведениям из палестинских источников, на кресло палестинца №1 могут претендовать представители старой гвардии и молодые лидеры с территории автономии. "Старики", если верить сообщениям, пользуются большим доверием Арафата. Но среди рядовых палестинцев с Западного берега реки Иордан и сектора Газа они считаются "чужаками".

Среди "стариков" можно выделить Ахмеда Курея (он же – Абу Ала), спикера палестинской ассамблеи, одного из организаторов секретных переговоров с израильтянами, предшествовавших мирному договору в Осло; умеренного политика Махмуда Аббаса (Абу Мазена), считающегося правой рукой Арафата; Набиля Шаата – бывшего бизнесмена, а сегодня министра автономии по экономическому развитию; и, наконец, Ясира Абед Раббо – министра информации.

В группе "молодых", получивших опыт политической борьбы во время "интифады" (палестинское восстание), начавшейся в конце 80-х годов, можно назвать Мухаммеда Дахлана – руководителя службы безопасности в секторе Газа и Джибриля Рахуба, его коллеги на Западном берегу Иордана. Оба наделены значительной властью, имеют опыт переговоров с израильтянами и репутацию прагматиков.

Еще один претендент – Марван Баргути, который в последнее время не сходит с телеэкранов, выступая с обличительными заявлениями в адрес израильтян. Как говорят, именно он "озвучивает" гнев и отчаяние простых палестинцев. Не исключается и представительница автономии Ханан Ашрави, а также ветеран левых взглядов Хайдар Абдель Шафи. Оба претендента пользуются уважением, но не имеют достаточно влияния.

Как бы то ни было, но значительная часть экспертов склоняется к тому, что Арафата скорее всего заменит или Махмуд Аббас, или Ахмед Курей. Это – весьма опытные политические деятели. Их восхождение на вершину властной пирамиды будет символизировать преемственность политического курса.

Впрочем, Восток – дело тонкое... Ситуация может измениться в любую секунду. Поэтому нельзя исключать появления на палестинской политической сцене новых действующих лиц.

Выбор читателей