Фронтовые сто граммов кока-колы

Злые японцы потревожили похмельный сон американской армии. Американская армия обиделась, ввела себе внутривенно немного кока-колы, подмигнула смазливым милашкам и полетела надирать врагу задницу

"Перл Харбор"
военная драма
Режиссер: Майкл Бэй
В ролях: Бен Аффлек, Джош Хартнетт, Кейт Бэкинсейл, Уильям Ли Скотт


Российский кинозритель нынче разбалован. Свежеамериканские блокбастеры поступают в наш прокат быстрее, чем их успеет отсмотреть каждый американец. Вторая "Мумия" пришла и ушла. Теперь, после отрицательных рецензий североамериканских критиков и ошеломительных успехов первых недель проката, объявлен новый фаворит – мелодраматический эпос, историческая драма, военно-воздушно-полевой (морской) роман – суперблокбастер "Перл Харбор".

Хотя это кино уж точно для истинных американцев. Которые получают уроки истории не в школе из учебников, а в темном зале, с белого экрана – именно так они узнают о том, что Америка воевала и побеждала.

Все-таки мы сильно отличаемся от американцев. Много ли у них войн и национальных трагедий? Война между Севером и Югом – про это уже есть "Унесенные ветром". Вьетнам – про то немало песен спето. Что-то еще должно быть в промежуточный период... Ах да, была война, когда весь мир воевал, а Америка взяла и всех победила. Для российских граждан эта война носит название Великая Отечественная, для американцев она называется Вторая мировая. Что же это за война? Это когда ты просыпаешься на пляже в обнимку с гитарой, разбуженный вражеской бомбежкой, и тут же, не снимая гавайской рубахи, прыгаешь в самолет – и давай громить японцев, которые потревожили твой похмельный сон на рассветном побережье, а потом следуешь за этими камикадзе до самого логова – разбомбить Токио и скрыться почему-то в Китае (который на тот исторический момент как раз японцами и оккупирован).

После этого ты с победой возвращаешься домой, не зная, что где-то война не столь романтична, что где-то была и Курская дуга, и Сталинградская битва. Но американец и не хочет знать о вшах, холодных землянках, и никто не нальет ему фронтовые сто граммов. И американские сестры милосердия – это вам не Гуля Королева на четвертой высоте, и даже не "санитарка – звать Тамарка". Они честно признаются, что все эти военные операции – "неплохой способ жениха подыскать". Настоящие американки: ни одна из них не забыла надеть шелковые чулки, сделать маникюр и взять с собой губную помаду (необходимые инструменты для спасения раненых), когда короткими перебежками добирались под канонаду взрывов до госпиталя. Шелковые чулки используются вместо бинта. Наманикюренный ноготок – вместо зажима. Помадой можно делать пометки на лбу смертельно раненных, чтобы не путать их с теми, у кого еще есть шанс на выздоровление. А баночка кока-колы – этот символ великой державы – вполне сгодится для того, чтобы собирать в нее кровь, необходимую для переливаний. Правильно: в кока-коле генофонд нации!

Центральная часть фильма – японская авиационная атака на военную базу США Перл Харбор, где в это время дислоцировалась большая часть звездно-полосатого флота. Техническое совершенство 40-минутной баталии, приближенной по хронометражу к реальным событиям, – неоспоримое достоинство кинополотна, дающее ему право на зрителя. Остальные два с половиной часа картины составляют: увеселительный пикник вокруг бомбежки, love-story непрописанных героев, сладко-липкая голливудская жвачка.

Вкратце: герои Рэйф (Бен Аффлек) и Денни (Джош Хартнетт) – друзья (настоящие). Они мечтают стать летчиками и, по законам американской мечты, повзрослев, действительно становятся ими. Вот только у Рэйфа беда с глазами: видит-то хорошо, но буквы не различает, болезнь такая – дислексия называется. Но это настоящему летчику не помеха, а лишь повод, чтобы тебя девушка пожалела, полюбила и своими руками на фронт отправила – в Англию, в качестве добровольца. Вот она, завязка романтического сюжета. Девушка по имени Эвелин (Кейт Бэкинсейл) едет грустить в пустующий госпиталь на Гавайях. Где рядом оказывается лучший друг ее суженого – Денни. Адюльтер неизбежен, но, чтобы оправдать все-таки неплохих, к тому же центральных персонажей, в середину фильма попадает мнимая похоронка на Рэйфа. Тут-то и случается у них любовь на парашютном складе. А тем временем японцы уже воплощают в жизнь свои гнусные замыслы. Спаситель Англии и Америки Рэйф, вовремя воскреснув, возвращается – но не для разборок с изменщиками, а чтобы показать азиатским чертякам, почем фунт лиха. Жанр требует реванша: месть горит в груди – паралитик Рузвельт на пике патриотизма вскакивает на ноги, призывая свершить невозможное. И бомба с ленточкой, на которой написано "Бетти" (имя погибшей на Перл Харбор медсестры), полетит на головы японцам. Для США война – повод для самосовершенствования и двигатель прогресса. Ну когда еще американские бомбардировщики научились бы взлетать с палубы авианосца, сократив линию разбега до минимума? Когда бы еще весь мир понял, что если все американцы такие же бравые солдаты, как Рэйф, то лучше с ними не ссориться? И не имеет значения, что у летчика беда со зрением: письма-то от любимой он читать может – ну и всё. Это у наших, советских, пилотов "девушки потом" – американские летчики своего не упустят и поделят одну девушку пополам, как и положено друзьям. Ждать Эвелин будет одного, а любить другого; потом – наоборот: любить одного, но ждать уже другого. Вариант, в принципе, для нее беспроигрышный: вряд ли авторы жанрового фильма решатся замочить сразу двух главных героев. Война закончится, жизнь продолжится. А про Хиросиму и Нагасаки – молчок. Эту тему лучше японцам оставить.


Фильм можно увидеть в кинотеатрах: "Пушкинский", "Кодак Киномир", "Варшава", "Америка Синема", "Каро фильм", "Каро фильм на Каширке", "Аврора", МДМ, "Ролан", "Ударник", "Электрон", "Звездный", "Орбита", "Победа", "Алмаз".

Выбор читателей