Скончался великий актер Энтони Куинн

В возрасте 86 лет скончался один из известнейших актеров мирового кинематографа Энтони Куинн. Он снялся более чем в 150 фильмах и дважды удостаивался премии Оскар за лучшую мужскую роль второго плана

В Бостоне в возрасте 86 лет скончался один из известнейших актеров мирового кинематографа Энтони Куинн (настоящее имя - Энтони Рудольф Каксака). Представитель бостонской больницы Brigham & Women's сообщил, что Куинн умер в воскресенье около 09:30 по местному времени.

Энтони Куинн снялся более чем в 150 художественных кинолентах и дважды удостаивался высшей актерской награды - премии Оскар - за лучшую мужскую роль второго плана: в 1953 г. за фильм Элии Казана "Вива Сапата!", а в 1957 г. - за исполнение роли Гогена в фильме Винсента Миннелли "Жажда Жизни".

Куинн родился 21 апреля 1915 г. в городке Чихуахуа в Мексике. Отец его был ирландец, мать - мексиканка. Когда Энтони был мальчиком, семья перебралась в Лос-Анджелес, но американское гражданство он получил только в 40-е годы. В Лос-Анджелесе он зарабатывал на жизнь, работая чистильщиком обуви, продавцом газет и, даже, помощником проповедника.

Есть актеры, слава которых вспыхивает как фейерверк - мгновенно и ярко. Другие же идут к ней долгие десятилетия. Чаще всего помогает труд - непрестанный, упорный, настойчивый. К этим вторым и относится Энтони Куинн, добившийся успеха и международного признания лишь два десятилетия спустя после прихода в кинематограф.

Правда, для столь длительной заминки были и объективные причины. Родившись в Мексике, он до 12 лет вообще не говорил по-английски. Естественно, остался акцент, который всю жизнь мешал ему играть чистокровных англосаксов. Да и во внешности этого высокого, широкоплечего человека с кустистыми бровями над глазами с восточным разрезом под припухшими веками и квадратной челюстью было что-то мрачно-угрожающее, и это сразу же обрекло его на роли хулиганов, злодеев или представителей различных "национальных меньшинств".

В Голливуде со случайных эпизодических ролей началась его кинематографическая карьера, которая продолжалась более 50 лет. За это время Куинн сыграл в более чем 100 фильмах. Его героями были короли и индейцы, священники и боссы мафии, боксеры и артисты

Начинал он играть на театральной сцене, а в кинематограф пришел в 1936 году. Первое время снимался в дешевых вестернах, и до фильма "Вива Сапата!" (1952 г.), где сыграл роль брата главного героя - вождя мексиканского крестьянского восстания (того играл Марлон Брандо), был практически неизвестен.

Во время съемок "Запрещенных женщин" (1953 г.), Энтони познакомился с Джульеттой Мазиной, игравшей одну из проституток. Она представила актера своему мужу — Федерико Феллини. В тот же вечер режиссер дал ему сценарий "Дороги" (1954 г.). В его мрачном, злобном силаче Дзампано, рвущем в цирковом аттракционе грудью железные цепи, как бы слились воедино все те грубияны и злодеи, которых столько переиграл Куин. Но здесь он сумел показать эволюцию своего героя, пробуждение человека в звере. Лишь потеряв свою спутницу, дневную рабыню и ночную утешительницу, слабоумную Джельсомину (Дж. Мазина), он понял цену любви и преданности, осознал весь ужас своего невыносимого одиночества. Наконец-то пришло подлинное признание - мгновенное и всеобщее, сразу же сделавшее актера величиной международного класса.

За работу у Феллини в "Дороге" он получил приз престижного кинофестиваля в Венеции. Еще через два года он снялся в "Жажде жизни" - биографии Ван Гога (Кирк Дуглас) - и снова получил "Оскара".

После этого Куинн на время вновь вернулся на театральные подмостки - на сей раз уже на Бродвей, где с успехом играл Стэнли Ковальского в спектакле "Трамвай "Желание" по пьесе Теннеси Уильямса.

Следующий всплеск творчества Куинна в кино пришелся на начало 60-х. Тогда он снялся подряд в "Пушках Навароне" (1961 г.), у Дэвида Лина в "Лоуренсе Аравийском" (1962 г.) и у Михалиса Кокоянниса в "Греке Зорбе" (1964 г.).

Затем были еще десятки фильмов, включая такую классику 90-х, как "Лихорадка джунглей" Спайка Ли (1991 г.). Последние свои роли в кино Куинн исполнил уже на девятом десятке, на исходе века.

Кинокритики к Энтони Куинну относились неоднозначно - порой возносили до небес за тонкий драматизм, порой ворчали, что он из картины в картину играет себя самого. Хотя диапазон его ролей, нужно признать, был необычайно широк - от бродяг до Папы Римского и пророка Магомета.

В личной жизни Куинн был не менее ярок, чем многие его персонажи. Женат, правда, был всего дважды, причем вторым браком - больше 20 лет, но не скрывал многочисленных романов. От жен и любовниц у него родилось 13 детей, некоторые из которых пошли по стопам отца в мир кино.

Помимо актерской работы, Куинн увлекался скульптурой и живописью, и достиг в них, по признанию критиков, немалых высот. Его работы продавались по всему миру за большие деньги - и не только благодаря славе, заработанной их создателем на актерском поприще.

Сам Куинн, кстати, сказал однажды, что без искусства - речь шла как раз об искусстве изобразительном - и смысла нет жить на свете.

Читайте также

Выбор читателей