Украинское дежа вю с "европейским" привкусом

Президент Кучма, вероятно, решил преподнести Украине и себе еще один сюрприз. И подумал он, и решил: все должно быть "так, но немножечко не так", и создал пост госсекретаря, причем не один, а много

Несмотря на скепсис украинских парламентариев, сомнения президента Кучмы, протесты правых и демарш коммунистов, Кинах таки стал премьером. 239 голосов – это, конечно, "со скрипом", но достаточно. И вот Анатолий Кинах – одиннадцатый премьер-министр Украины.

Фактически новых лиц в "новом" кабинете очень мало. И сам Анатолий Кириллович, и новый вице-премьер Билоножко, и новый министр культуры Богуцкий – это люди, которые уже когда-то занимали должности в Кабинете министров. Из правительства Ющенко в правительство Кинаха благополучно перекочевали Дубина, Роговой, Митюков, Смирнов, Кузьмук, Зленко, Москаленко, Кириленко, Дурдинец, Сахань и Станик. Это кажется немного странным: работу правительства Ющенко признавали неудовлетворительной и в первую очередь отчаянно критиковали социально-экономические показатели – казалось бы, почему в новом правительстве столько знакомых лиц?

Что касается все еще вакантных мест (одного вице-премьера, министров энергетики, экологии, промполитики, образования и науки, а также поста председателя Госкомрезерва), то если они достанутся фракциям большинства, очень тяжело будет назвать новое правительство коалиционным. Премьер с президентом (точнее, наоборот) решили большинство кадровых вопросов самостоятельно, не заставляя фракции долго думать. На освободившиеся вакансии претендуют Демсоюз и СДПУ(о). Первая – на аграрное вице-премьерство (Л.Козаченко), министерство экологии и Госкомрезерв; вторая – на министерство топлива и энергетики.

Национальному банку Украины замена "рулевого" не грозит – президент похвалил В.Стельмаха, и здесь с ним действительно можно согласиться: Национальный банк – один из немногих государственных институтов Украины, который работает довольно продуктивно. Банковский сектор, можно сказать, находится сейчас в расцвете.

Как и следовало ожидать, головы летят не только в Киеве, но и на местах. Первыми жертвами новых реалий стали председатель Закарпатской облгосадминистрации В.Балога и пять его заместителей. Не нужно быть мудрецом, чтобы понять, кто заставил Балогу написать заявление об увольнении "по политической необходимости". Закарпатье, будучи основным электоральным регионом СДПУ(о), стало действительно полем боя между партией и руководством области. Балога, понимая, что приказ об увольнении уже готовится, сделал хорошую мину при плохой игре и ушел с поста сам. После чего новый премьер подозрительно быстро назвал фамилию очередного губернатора Закарпатья – Геннадия Москаля (председателя Государственного управления внутренних дел Днепропетровской области).

Но президент Кучма, вероятно, решил преподнести Украине и себе еще один сюрприз. Казалось бы, что еще человеку нужно для счастья (полноты власти то есть) – свой премьер, свой "в доску" Кабмин. Из фигур, которые могут сейчас реально влиять на президента, остались разве что Литвин (глава администрации президента) и Радченко (глава СБУ). И подумал Леонид Данилович, и решил: все должно быть "так, но немножечко не так", и создал пост госсекретаря, причем не один, а много, чтобы в каждом министерстве был свой человек, и сидел он там пять лет, приходил и уходил с должности вместе с президентом, и чтобы только один президент его назначал. Как же был удивлен Кучма, когда узнал, что представителям оппозиции не понравился этот президентский указ, и что более того – они собираются обжаловать указ в Конституционном суде! "Хочу подчеркнуть, что эти заявления делают реформаторы, которые ориентируются на западную модель. Неужели они такие неинформированные и не понимают, что это элемент западной модели? Где вы видели, в каких странах, заместителей министра?"

Относительно стран, где есть заместители министров, Леонид Данилович немного ошибается, и такая страна как Греция является тому доказательством. А вот относительно элемента западной модели и реформаторов, которые подвергают критике "мудрые идеи президента", всё немного сложнее. Госсекретари есть во многих европейских странах – во Франции, Германии, Великобритании, да в той же Греции, – но выполняют несколько иные функции и в немного другом политическом контексте.

По материалам МИСА

Выбор читателей