Как "зарезать" медалиста

Так уж сложилось, что правильное оформление на экзамене значит больше, чем все знания и умения учеников, и мало кто заботится о том, что для детей это еще и стресс, что они волнуются и вовсе не специально делают помарки

Старшеклассники приступили к сдаче государственных экзаменов. Тех самых госэкзаменов, о которых было столько споров и разговоров в течение последнего года. Некоторые сдают по старинке, в форме привычных контрольных и изложений, устных ответов на билеты. В нескольких регионах экзамены сдают в форме тестов, призванных обеспечить большую независимость оценки знаний выпускников.

Выпускные экзамены – это не только завершающий этап в школьной жизни, это и проверка учителей, их знаний и способностей. Это, в конце концов, уровень и престиж школы.

В свое время, сдавая экзамены в школе, я всегда поражалась тому, что, в общем-то, взрослые уже люди так страшно волнуются. Всем известно, что задания на экзамене не только легче решанных-перерешанных в ходе подготовки, но порой настолько элементарны, что времени на их выполнение требуется явно меньше отведенного. Но проблема не в их сложности. Проблема, оказывается, в оформлении. Вспоминается крик учительницы на консультации, чтобы мы ни в коем случае не смели писать "отсебятину", делали все только по стандартному образцу. И, как оказалось, весь экзамен только и заключался в том, чтобы правильно заполнить бумажку. А всегдашнему отличнику, сделавшему всю работу быстро и правильно, нельзя поставить отличную оценку только потому, что он забыл поставить двоеточие в ответе и подписал график карандашом, а не ручкой. Вот от каких формальностей зависит оценка. На экзамене по математике проверяют не столько владение материалом, сколько умение аккуратно и правильно писать, чему, как известно, учат еще в первом классе.

Однако почему-то мало кто заботится о том, что для детей экзамены – это сильный стресс, что экзаменуемые волнуются и вовсе не специально делают помарки. Вот и приходится учителям отсаживать медалистов и следить за тем, как они пишут, что они делают, в то время как остальные ученики... Но они ведь не медалисты, зачем им хорошие оценки! Так бывает не всегда и не везде, но случается. И вот родителям приходится отпрашиваться с работы и следить за своими грызущими от волнения ногти детьми, а потом долго разбираться, почему ребенку занизили оценку, если все решено правильно…

Реформа образования, о которой речь идет уже больше года, на сей раз совершается не без участия заинтересованных лиц, то есть родителей, учителей, администрации школы.

Эксперимент уже начался, и появились первые проблемы: не везде и не все захотели на этот эксперимент пойти, а ученики, сдающие в этом году единый экзамен, не совсем точно понимают, что происходит. Примут ли выпускников по их результатам в вузы? А если примут, то в какие? Кстати, о том, что ведущие университеты отказались принимать абитуриентов по результатам единого экзамена, знают далеко не все абитуриенты.

Пока эксперимент проводится только на региональном уровне, но и это уже неплохо. Возможно, он снимет психологическую напряженность детей при подготовке к экзаменам. И выпускные экзамены не будут лишь проверкой чистописания.

А что же будущие специалисты? Они уже не надеются на авось, готовятся в полную силу к выпускным, да заодно ко вступительным экзаменам, пишут, как всегда, шпаргалки и сооружают "бомбы", не всегда нужные, но дающие спокойствие и уверенность.

Будем ждать, что произойдет в дальнейшем. Изменится ли что-либо в системе образования с новой системой контроля, или выпускные экзамены так и останутся формальной проверкой умения правильно заполнять бумажки.

Выбор читателей