РАО "ЕЭС России" мечтает приватизировать мирный атом

Когда-то передача АЭС под контроль энергетиков привела к Чернобылю. Сегодня РАО "ЕЭС России" пытается повторить печальный опыт прошлых лет

По информации, полученной из источников в Минатоме России, РАО "ЕЭС России", имея более 12 млрд рублей долга перед атомными станциями и концерном "Росэнергоатом", в последнее время снизило денежные выплаты атомщикам с 80% до 64% и при этом активно сопротивляется созданию единой атомной компании с централизованным управлением. И понятно почему - РАО "ЕЭС" это невыгодно. Что же вызвало такую негативную реакцию у руководства энергетической монополии? Дело в том, что атомщикам совместно будет значительно легче "выбивать" заработанные деньги. Ведь даже при нынешней нищенской оплате и отсутствии единой компании АЭС становятся все более и более конкурентоспособными. Государственные атомные электростанции выработали в 2000 году электроэнергии больше, чем за любой год в советские времена. Это оказалось не под силу другим генерирующим предприятиям, которые уже не являются государственными. Следует отметить, что аналогичные показатели эффективности управления госсобственностью демонстрирует и Франция, в которой электроэнергии хватает не только на собственные нужды, но и на экспорт в соседние страны. Выходит, что даже в условиях рыночной экономики государственное управление не всегда зло. Наличие сильной и эффективной госструктуры может дискредитировать идеи дальнейшего разгосударствления энергетики, исходящие от менеджмента РАО "ЕЭС".

С точки зрения РАО, отсутствие атомного госконцерна может решить две проблемы: избавление от сильного государственного конкурента и (заодно) от назойливого кредитора, который борется за заработанные деньги. Очевидно, что сделать это только с помощью кабинетных интриг невозможно, придется прибегать к открытым столкновениям.

Чтобы подготовить общественное мнение, РАО "ЕЭС России" в период летней ремонтной кампании и подготовки к осенне-зимнему сезону резко снизило уровень оплаты за электроэнергию, производимую на АЭС. Такой подход существенно затрудняет возможность атомщиков своевременно произвести ремонтные работы, закупить ядерное топливо и подготовиться к зиме. А когда большая часть России превратится в замерзающее Приморье, то это будет самый убойный аргумент в спорах вокруг реструктуризации отрасли. Властям вменят в вину затягивание реструктуризации, а атомщиков обвинят в неспособности нести полную нагрузку. Во всяком случае, без помощи РАО "ЕЭС". И в таком контексте заявления первого зампреда правления РАО Леонида Меламеда о необходимости изменения формы собственности АЭС и включения их в энергосистемы, принадлежащие "ЕЭС России", мало кому покажутся неразумными.

Однако подчинение атомных электростанций ведомству, которое не знакомо с организацией производства на ядерных объектах, неминуемо приведет к падению дисциплины производства, снижению уровня безопасности АЭС. Подобные эксперименты по передаче АЭС в Минэнерго привели в свое время к многочисленным сбоям в их работе. Именно к тому времени относится и Чернобыльская катастрофа. В то же время Минатом и его предшественник Министерство среднего машиностроения с 1946 года не допустили ни одного сбоя в безопасной эксплуатации ядерных реакторов. Конечно, может случиться, что катастроф вселенского масштаба и не произойдет, вот только стоит ли рисковать?

Выбор читателей