Самара может стать столицей

Несмотря на отдельные успехи, специалисты признают, что силовики, специализирующиеся на пресечении торговли наркотиками, в основном бьют лишь по верхушке айсберга. Согласно оценкам экспертов, задерживается в лучшем случае менее 10% зелья

Еще несколько лет назад мало кто поверил бы, что Самара станет центром наркоторговли. Сегодня это реальность. Торговцы наркотиками превратили столицу губернии в один из крупнейших транзитных пунктов, через который в Россию и Европу идет смертоносный груз. Остановить этот поток пока еще никому не удалось. Если так пойдет и дальше, спустя несколько лет Самара, уже занимающая четвертое место в списке регионов – "лидеров" по уровню потребления наркотиков, станет столицей наркоторговли.

Уже с начала 90-х годов, когда Самарская область стала пограничной – а от Самары до Казахстана чуть больше трех часов на машине, – борьба с наркомафией превратилась в сферу особо пристального внимания областного Управления Федеральной службы безопасности России по Самарской области. Распад СССР и образование на его территории новых независимых государств коренным образом изменили геополитическую ситуацию на Евразийском континенте и внесли значительные коррективы в оперативную и криминогенную обстановку в этом регионе. Она стала более благоприятной для деятельности группировок, занимающихся незаконным международным оборотом наркотиков.

"Среднее Поволжье – идеальная стартовая площадка для продвижения товарных масс вглубь страны" – такой вывод обычно делали иностранные участники различных деловых встреч. Отечественная и зарубежная наркомафия эти выводы вполне разделяет. В соответствии с ними и действует.

Cправка "Yтра":
Самара оказалась узловым пунктом на самом бойком направлении из Средней Азии в Европу. По данным Самарского отделения "Интерпола" "СО", главным поставщиком "белой смерти" в Россию остается Афганистан, где ежегодно производится около 3 тысяч тонн опийного мака. Почти все это сырье перерабатывается в героин, который переправляется в Таджикистан, а оттуда в Россию. Основные маршруты транспортировки наркотиков в самую южную страну СНГ проходят через участки Пянджского, Московского и Хорогского погранотрядов. Как на любой другой границе мира, пограничникам удается задержать не более 10 процентов перевозимого зелья. Помимо Афганистана, к странам так называемого "золотого полумесяца" относятся Иран, Ирак и Турция. Поставки осуществляются через Кавказский регион – Чечню и Дагестан. Другой полноводный поток героина, а также опия, идет из государств Юго-Восточной Азии. Конкуренцию иностранным наркосиндикатам в сфере производства "средних" наркотиков – марихуаны и гашиша – вот уже несколько лет составляют наши бывшие среднеазиатские республики. Эксперты считают, что до 93 процентов марихуаны и 85 процентов гашиша, потребляемых в России, имеют казахстанское происхождение. При этом практически вся производимая в Западном Казахстане марихуана идет в московском направлении через Оренбург и Самару. В Таджикистане и Киргизии тоже довольно давно налажено производство "белой смерти". Хотя до Афганистана им явно еще далеко, по данным специалистов, героин, изготовленный в подпольных цехах этих государств, сейчас составляет от 5 до 10 процентов всего зелья, проходящего транзитом через Самару.

Пристальное внимание спецслужб заставило наркомафию действовать гораздо осторожнее, и ее курьеры уже не везут наркотические травы мешками и сумками, как это было в начале 90-х. Ныне наркодельцы почти целиком переключились на транспортировку опия и героина, которые в багаже занимают гораздо меньше места, а в денежном выражении оцениваются на порядок выше, чем тот же гашиш. Однако, несмотря на отдельные успехи, специалисты признают, что силовики, специализирующиеся на пресечении торговли наркотиками, в основном бьют лишь по видимой верхушке айсберга. Согласно оценкам экспертов, задерживается в лучшем случае менее 10 процентов зелья, проходящего через Самарскую область транзитом.

Более того, по прогнозам экспертов, в ближайшее время в Самарской области ожидается увеличение как минимум на 10 процентов производства и сбыта наркосодержащих веществ. Увеличится завоз героина и опия, особенно из стран Центральной Азии. В связи с этим правоохранительные органы принимают меры: на всех автомагистралях созданы посты по обнаружению наркотиков, строится кинологический центр на 150 специально обученных для поиска наркотиков собак, а в состав спецподразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств за последний год введено 419 штатных единиц.

Благодаря своему положению Самара стала не только перевалочным пунктом, но и лидером по объемам потребления наркотиков. Продажу наркотиков здесь ведут сразу несколько преступных кланов, большей частью этнических. Среди тех, кому город обязан регулярными поставками наркотиков, называют таджикскую ОПГ, ориентирующуюся на городские рынки, цыганские кланы, ведущие продажу наркотиков в Зубчаниновке и на Сухой Самарке, а также в Чапаевске. Свою лепту в распространение наркотиков вносят, хотя и в меньшей мере, славянские преступные группировки.

За последние годы в городе и области возникла впечатляющая по своим масштабам сеть торговли наркотиками. Все оседающие в области наркотики сразу же расходятся по "точкам" – местам с налаженной системой сбыта наркотических веществ. Большинство точек располагается, как правило, на снятых квартирах. Меры безопасности, предпринимаемые распространителями во избежание реакции со стороны правоохранительных органов, обычно себя оправдывают, и о милицейских облавах торговцы узнают заранее. Каким образом – понятно.

Например, на прошлой неделе Самарским районным судом был вынесен приговор двум бывшим сотрудникам милиции, Владимиру Велинскому и Александру Иванову, а также действовавшему с ними заодно неоднократно судимому Сергею Ломатову. Оба милиционера обвинялись в "покровительстве" наркоторговцам, обосновавшимся на территории их района, а Владимир Велинский – еще и в убийстве. На судебном заседании Велинский и Ломатов свою вину не признали и от дачи показаний отказались. Суд посчитал вину всех троих доказанной и приговорил Ломатова к 5,5 годам лишения свободы в колонии строгого режима, Велинский получил 6 лет тюрьмы, а Иванов отделался условным наказанием. К сожалению, эта история скорее исключение, чем практика.

Окончание следует

Выбор читателей