Какая ж свадьба – и без драки?

Раньше в деревнях существовал обычай, когда наутро после брачной ночи зять отправлялся к теще либо с красной, либо с голубой лентой. Красный цвет свидетельствовал о целомудрии взятой в жены девицы, ну а голубой – увы...

Какая свадьба без драки? Говорят, что это наша национальная традиция – нажраться и надавать друг другу по мордасам. Лично я был в своей жизни на пяти свадьбах, из коих только одна закончилась настоящим хорошим мордобоем. И все из-за того, что на невесту кто-то случайно салат "Оливье" опрокинул, прямо на белоснежное свадебное платье. А жених, который к тому времени был под хорошей мухой, почему-то расценил это как покушение на честь своей молодой супруги. В общем, сделал он салатометателю замечание в грубой форме. Тот послал жениха по матери, хотя мог бы и сдержаться, учитывая всеобщее праздничное настроение, а главное – вспыльчивый характер новобрачного. Короче, слово за слово – и началось побоище. Я, правда, успел вовремя смыться и поэтому существенных потерь не понес... так, по мелочи – разорванный пиджак и поцарапанное ухо.

Тем не менее, свадьбы я недолюбливаю, даже если они проходят вполне мирно. Впрочем, даже не сами свадьбы – застолье, тосты, истошные крики "горько!" и танцы-шманцы под магнитофон или же под "лабухов", если в ресторане, – а все эти экскурсии на Воробьевы горы и торжественное распитие шампанского на капоте автомобиля. Кстати, раньше была мода на покойника в мавзолее смотреть. Этого я понять вообще не могу – некрофилия какая-то. У всех хорошее настроение: у молодоженов в предвкушении брачной ночи, у гостей – халявной выпивки и закуски, а тут – мумия Ленина. Тьфу! Но особенно меня раздражали свадьбы в псевдонародном стиле. Это когда с выкупом невесты, с кирзовыми сапогами и ленточками (красными и синими) через плечо. Кстати, насчет ленточек. Почему-то сейчас считается, что красная лента – символ невесты, а голубая, соответственно, жениха. На самом деле это полная ерунда с точки зрения русских традиций. Поясняю: раньше в деревнях существовал обычай, когда наутро после брачной ночи зять отправлялся к теще либо с красной, либо с голубой лентой. Красный цвет свидетельствовал о целомудрии взятой в жены девицы, ну а голубой – увы. Недоглядела, значит, маманя за дочкой.

Белое платье, которое надевают на свадьбу и поныне, символизирует вовсе не девственность, как думают многие, а радость и процветание. О целомудрии девушки говорит не платье, а фата. Потому-то и считается, что если женщина выходит замуж не в первый раз, она не должна надевать фату на свадебную церемонию. Традиция переносить новобрачную через порог дома, в котором она будет жить с мужем, возникла вот как: в старину считали, что если молодая жена упадет на пороге своего нового дома, это плохая примета. Чтобы полностью исключить такое падение, женихи поднимали своих невест и переносили через порог дома на руках. Да, и еще: молодым на свадьбу было принято дарить большую соломенную куклу (отсюда, видимо, дурацкий обычай привязывать пупса к решетке радиатора) с животиком, которая называлась домашней Масленицей. Толстота куклы символизировала грядущий достаток и здоровое потомство.

И вообще, свадьбы на Руси праздновались совсем не так, как это себе представляют те граждане, в которых вдруг пробудились славянофильские чувства. Как утверждают историки и вообще специалисты по обрядам и традициям, до самого начала XX столетия в свадебном обряде русских ясно прослеживались две резко различавшиеся части: церковный обряд "венчания" и собственно свадьба, "веселье" – семейный обряд. Правда, вторую, "веселую" часть иерархи не одобряли, поскольку семейный обряд рассматривали как "волхование", не имеющее ничего общего с христианской религией. Но, тем не менее, и не запрещали. Даже в церкви наряду с обрядами, предписываемыми правилами православного богослужения, совершались действия, вовсе этими правилами не предусмотренные. Например, новобрачный пил вино из стеклянного стакана, который затем разбивал, а осколки растаптывал. В церкви после совершения православного обряда, когда руки новобрачных уже были соединены, невеста падала жениху в ноги, прикасаясь головой к его обуви, а тот накрывал ее полой кафтана. Из церкви жених и невеста уезжали порознь – каждый к своим родителям. Здесь их осыпали житом, и торжество как бы начиналось заново: невеста пировала со своими родичами, а жених – со своими. Вечером невесту привозили в дом отца жениха, но и там она не снимала покрывала и не разговаривала с женихом в течение всего свадебного пира, который длился три дня. Только по прошествии трех дней молодые супруги уезжали в свой собственный дом, где давали общий заключительный пир, во время которого девушки пели песни. На свадьбе должны были присутствовать 10 подружек невесты и друзей жениха. Их приглашали для того, чтобы отпугивать ревнивого злого духа, который мог захотеть навредить паре. Подружки невесты одевались подобно невесте, а шаферы (друзья жениха) – подобно жениху. Считалось, что среди похоже одетых людей злой дух не сможет отличить, где настоящие жених и невеста, и, следовательно, не сможет причинить им зло.

По окончании застолья новобрачные, выйдя, падали родителям в ноги, чтобы те благословили их на брачное ложе. Его устраивали в каком-нибудь неотапливаемом помещении: в хлеву или конюшне, в бане, в отдельной избе. Молодых обычно провожали дружка и сваха. Проводы сопровождались музыкой и шумом. Сваха и дружка осматривали постель и помещение, чтобы не было каких-нибудь предметов, способных навести "порчу" на молодых и, дав последние советы и наставления, желали им счастья и благополучия. Молодых угощали вином. Спустя час или два (а кое-где и целую ночь) приходили будить и поднимать молодых и вели в избу, где продолжался пир. Обычно этот обряд совершали те же, кто и провожал их на брачную постель.

Разумеется, свадебный обряд всем вышеописанным не ограничивался, и я описал его только в общих чертах. К тому же, в разных местностях были свои нюансы. Кстати, я не знаю, принято ли было в старину на свадьбах драться. Историки об этом умалчивают. Но я что-то сомневаюсь, что мордобои являлись традицией.

А вообще, я считаю, что хорошая свадьба должна быть без всяких выкрутасов, будь то в старорусском или в новорусском стиле, и уж конечно без драк, но зато с песнями и плясками, хоть под магнитофон, хоть под баян. Не тот баян, которым ширяются, а тот, на котором музыку играют. Главное – чтоб весело было.

Читайте также

Выбор читателей