"Сибал" - туда, "СИБУР" – обратно

Администрация Челябинской области признала группу "Сибирский алюминий" основным стратегическим инвестором ЗАО "Челябинский завод дорожного машиностроения"

Администрация Челябинской области признала группу "Сибирский алюминий" основным стратегическим инвестором ЗАО "Челябинский завод дорожного машиностроения" (ЧЗДМ). Как сообщил РБК источник в администрации Челябинской области, то, что "Сибал" станет обладателем контрольного пакета акций ЧЗДМ - вопрос практически решенный. Таким образом, стало ясно, кому достанется одно из крупнейших в области машиностроительных предприятий. "СИБУР" (ОАО "Сибирско-Уральская нефтегазохимическая компания"), УГМК и группа местных предпринимателей уступили более сильному машиностроительному конкуренту – "РусПромАвто" (дочерняя компания "Сибала").

Напомним, что в марте 1999 г. внешним управляющим машиностроительного завода был назначен экс-губернатор Челябинской области Вадим Соловьев. В конце 2000 г. арбитражный суд ввел конкурсное производство, назначив двоих управляющих: Вадима Соловьева и его заместителя Алексея Фатеева. Спор между ними разгорелся в апреле 2001 г., когда компаньоны не поделили выводимое с баланса Челябинского завода им. Колющенко (ЧЗК) имущество предприятия. А двумя месяцами ранее состоялась регистрация ЗАО "Челябинский завод дорожного машиностроения" (ЗАО "ЧЗДМ"), на баланс которого было переведено все оборудование по производству техники, а также ликвидные активы ЧЗК. Акции ЧЗДМ в соответствии с программой конкурсного производства ЧЗК предполагалось выставить на инвестиционный конкурс. Однако во второй половине апреля собрание акционеров ЗАО "ЧЗДМ" отстранило В.Соловьева от управления производством. Экс-губернатор, в свою очередь, обвинил своего экс-заместителя в незаконном выводе активов завода и обратился с заявлением в прокуратуру с просьбой о возбуждении уголовного дела.

В это же время появляются первые заявления об интересе к ЧЗК со стороны крупных компаний (называются "Сибал", "СИБУР" и УГМК), а глава области Петр Сумин объявляет, что создание вертикально интегрированных холдингов в металлургическом и машиностроительном комплексе является основной перспективой экономического развития области на ближайшее десятилетие.

"Сибал" сейчас формирует недавно созданный им машиностроительный холдинг "РусАвтоПром", в котором нашлось место такой бизнес-единице, как "Стройдормаш". Компания уже управляет Тверским экскаваторным и Канашским автоагрегатным заводами. Завод им. Колющенко - это не первое предприятие, к которому проявляет интерес холдинг Олега Дерипаски в Челябинской области. К УралАЗу "Сибал" присматривается с 2000 г., а в середине апреля компания заключила с областной администрацией соглашение о партнерстве в области автомобилестроения. Как рассказал "Yтру" первый замначальника Управления по работе с госорганами "Сибала" Сергей Черных, "РусАвтоПром" присматривается и к Челябинскому кузнечно-прессовому заводу, являющемуся основным поставщиком "УралАЗа".

"СИБУР" также заявил о создании собственного машиностроительного холдинга для "Газпрома". Первым приобретением компании стал "Курганмашзавод", 80% акций которого были приобретены в марте 2001г. А недавно компания стала владельцем контрольного пакета акций (51%) Курганского автобусного завода, на который претендовал "Сибал". УГМК в очередной раз пытается начать бизнес на территории Челябинской области. Компания также собиралась получить контроль над УралАЗом, однако "Сибал", видимо, сделал более выгодное предложение.

Интересно, что спустя сутки после отстранения В.Соловьева, ЧЗК останавливается. "Челябэнерго" обесточивает предприятие за долги. По словам пресс-секретаря конкурсного управляющего Юлии Бобылевой, "оборотные активы вымыты полностью". Днем, полным событий для ЧЗК стало 11 мая. Арбитражный суд выносит определение по жалобе Соловьева, отстраняющее Фатеева от должности управляющего. Тогда же руководители "Сибала" и "СИБУРа" официально уведомляют губернатора о намерении приобрести активы ОАО "ЧЗК". Отметим, что в конце апреля эти компании заключили между собой соглашение о сотрудничестве. "СИБУР" стал стратегическим партнером и поставщиком продукции для машиностроительных предприятий "Сибала". Ссорится партнерам из-за ЧЗК непозволительно. Наиболее вероятным исходом должна стать договоренность в отношении машиностроительных заводов. Подтверждением этому служит заявление руководителя "РусПромАвто" Сергея Занозина: "КАвЗ" остается в сфере интересов "Сибала", и сейчас идут переговоры о приобретении контрольного пакета акций этого автобусного завода" (Курганский автобусный завод в начале мая приобрел "СИБУР"). Согласование по этому вопросу идет весьма продуктивно, и в ближайший месяц акции "КавЗа" могут быть переданы «Сибалу», говорит Сергей Черных. По его словам, "СИБУР" становится основным поставщиком резинотехнических изделий для автопредприятий "РусПромАвто". Создавать же собственный автомобильный холдинг, владея лишь несколькими предприятиями, когда конкурент монополизирует практически весь автомобильный рынок, "СИБУРу" не выгодно, считает аналитик UFG Юлия Жданова.

"СИБУР" уступает, выторговывая монополию поставок на все автомобильные и автобусные заводы "Сибала" своей "резины". Это намного прибыльнее, чем организовывать непрфильный бизнес "с нуля". Консолидировано инвестировать в развитие ЧЗК высказывались и челябинские предприниматели (владельцы крупных пакетов акций ОАО "Макфа" (г.Челябинск), ОАО "Челябинский кузнечно-прессовый завод", ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат"). Однако они слишком быстро отказались от этой затеи.

В середине мая суд освобождает от должности второго конкурсного управляющего Алексея Фатеева, а в конце месяца признает незаконными решения комитета кредиторов ОАО "ЧЗК" о создании дочерних предприятий и передаче им активов обанкроченного завода. "Сибал", тем временем, направляет на завод группу своих специалистов во главе с руководителем бизнеса дорожно-строительной техники "РусПромАвто" Иваном Бурлаком. Их задача - провести оценку основных фондов предприятия, проработать соглашение о приобретении завода и разобраться с юридическими спорами вокруг ЧЗК. Как отметил первый заместитель губернатора области Виктор Тимашов, сегодня открыто около десятка судебных дел по движению собственности ОАО "Челябинский завод дорожных машин им. Колющенко". Оценка основных фондов предприятия, по словам С.Черныха, завершится уже в этом месяце.

Выбор читателей