Этим летом ж/д билетов хватит всем

Билеты на поезда дальнего следования подорожали на 30%, а пригородные перевозки станут безубыточными, если увеличить стоимость проезда в восемь раз

С завтрашнего дня российские железные дороги впервые в своей истории переходят на летнее расписание одновременно со всей Европой. Руководители столичной магистрали обещают, что этим летом проблем с отправлением на курорты и возвращением отдыхающих, как в прошлом году, не будет. Помните очереди у железнодорожных касс, толпы людей на вокзалах Сочи, Адлера и других черноморских курортов? В этом году такого быть не должно, заверил начальник Московской железной дороги Геннадий Фадеев. По его словам, учтен опыт прошлого года, а подготовкой к началу летнего сезона железнодорожники начали заниматься еще полгода назад.

В прошлом году обещания были те же: вагонный парк готов, билетные кассы будут работать бесперебойно, назначены дополнительные поезда (всего в летний период 2000 г. было организовано 4780 дополнительных поездов, в составе которых курсировало более пятнадцати тысяч вагонов), и мест хватит всем желающим.

Пришел август. Люди поехали отдыхать. С каждым днем все больше и больше. В результате лавинообразно начали расти очереди в кассы. Железнодорожников подвели авиаторы, значительно увеличив цены на авиабилеты. Самолет стал недоступен, и отдыхающие рванули на железную дорогу. Прогнозируемое в мае количество пассажиров оказались явно заниженным. Прошлым летом МПС перевезло 47 миллионов пассажиров в поездах дальнего следования, что на 1 млн больше запланированного объема и на 22% больше показателя лета 1999 г. Только из Сочи в августе ежедневно отправлялось около двадцати тысяч человек. По словам руководителя департамента пассажирских перевозок МПС Валерия Шатаева, в "пиковые дни" (например, конец августа) в железнодорожные кассы Сочи обращалось за билетами около 500-600 человек. Ежедневно с курортов России в конце августа возвращалось более 200 тыс. пассажиров. И только к середине сентября наплыв спал.

Этим летом, сообщили "Yтру" в руководстве Московской железной дороги, пассажиропоток на курортных направлениях ожидается не ниже уровня прошлого года, однако на сегодняшний день он не дотягивает до прошлогодних значений из-за роста цен на билеты (в этом году они повышались дважды, последний раз неделю назад, на 30%).

Большое внимание уделено в этом году наличию вагонного парка и электропоездов. Поскольку на приобретение новых составов в необходимом объеме у дороги денег нет, еще в 2000 г. принято решение о начале реализации программы капитально-восстановительных работ подвижного состава. Из ремонтного депо вагоны выходят как новые. Задача же заключается в увеличении объемов подобных работ.

Возможно, многие слышали о скоростном поезде до Адлера. Время в пути короче, чем у обычного, чистота в вагонах, даже кондиционеры в купе. Хорошая новость: в этом сезоне появится второй такой состав до Адлера, и по одному до Кисловодска и Новороссийска. Напомним, что билеты сейчас продаются за 45 дней до отправления, хотя рядом с кассами их можно купить почти всегда, правда, за другие деньги. "Продавцы" были, есть и, видимо, никуда не денутся. Органы их не трогают, а в министерстве лишь разводят руками. Верно говорят: "Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно".

Прогнозы-прогнозами, но они часто не совпадают с реальностью. Можно лишь констатировать факт. За пять месяцев текущего года пассажирооборот в дальнем сообщении увеличился на 8%, а в пригородном - сократился на 11%, заявил первый замначальника московской дороги Виктор Попов. Но уже июньские данные говорят о том, что объем перевозок поездами дальнего следования несколько ниже прошлогоднего.

Сокращение пригородных перевозок является таковым в основном на бумаге и связано с увеличением количества "зайцев". В первом квартале количество безбилетников увеличилось, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, почти на треть и составило 1,3 млн человек. Для сравнения, всего в 2000 г. было выявлено 3,8 млн безбилетников. Бороться с этой проблемой начали еще в прошлом году, устанавливая на платформах турникеты. На сегодняшний день все московские вокзалы и основные остановки оснащены новой системой. Говорят, что в первые дни после оборудования вокзалов турникетами количество проданных билетов возрастало в десятки раз.

Поезда дальнего следования подорожали с 1 июня на 30%, а у постоянно пользующихся электричками граждан появилась возможность немного сэкономить. Стоимость льготного абонементного билета снижена на 20%. Так, исходя из расчета средней дальности поездки в 35 км (четвертая зона), стоимость одной поездки по сезонному тарифу для пассажиров обходится в 12,8 руб., а с 1 июня по абонементному билету - 5,3 руб. Количество электричек в часы "пик" (7:00-9:00 и 17:00-19:00) сохранится на прежнем уровне. Всего в летнем расписании будет курсировать 1850 поездов в рабочие дни и 1900 - в выходные.

Московская железная дорога уже затратила на подготовку пассажирских остановочных пунктов (вокзалов, платформ) к летним перевозкам 5 млн 368 тыс. рублей. Всего на дороге эксплуатируется 713 станций, 943 остановочных пункта, 2466 платформ и 537 вокзалов. На капитальный ремонт этих объектов дорогой выделено 267 миллионов рублей, однако этих средств вряд ли хватит на ремонт всех эстакад, переходов и платформ. Пригородные перевозки всегда были убыточными и дотировались за счет перевозок грузовых. В этом году убытки дороги планируются на уровне 3,8 млрд руб., а компенсация со стороны региональных властей вряд ли превысит половину этой суммы.

Хуже всего обстоят дела с железнодорожными деньгами в Московской области. За четыре месяца 2001 г. МЖД компенсировано лишь 30% убытков от пригородных перевозок. И если компенсация правительства Москвы составила 63%, то области - немногим более двух процентов. По словам замначальника дороги Сергея Козырева, пригородные перевозки станут безубыточными, если на 68% сократить количество электричек или в восемь раз увеличить стоимость проезда, при этом отменив льготные абонементные билеты и билеты выходного дня. Но это парализует Москву.

Выбор читателей