Путин взял "Газпром". Кто следующий? Часть 1

В "Газпром" должен был прийти комиссар, и он пришел. Им оказался Миллер. А почему бы и нет? Главное, что не Волошин, потому что в этом случае кадровые пертурбации не имели бы ровным счетом никакого значения

Прошло достаточное количество времени с момента судьбоносного Совета директоров "Газпрома", приведшего к уходу со своего поста легендарного Рэма Вяхирева. Сегодня уже можно подвести некоторые итоги проведенной "рокировочки" и предположить, каким будет возможный ход дальнейшего развития событий.

Приход комиссара

Для того чтобы прочно удерживать власть, надо владеть ключевыми стратегическими высотами. В России таковыми являются силовые ведомства, финансовая система и ТЭК, включая все естественные монополии. Борьба за эти стратегические высоты уже идет полным ходом, но это только начало. Она будет нарастать до тех пор, пока от старой ельцинской олигархическо-бандитской системы останутся руины. В ближайшие годы политический фон в стране и основное содержание политической жизни будут определяться перипетиями этой борьбы, поскольку на карту поставлены уже не интересы мафиозных кланов и не амбиции западных кукловодов, а выживание России как суверенной державы.

Сейчас Путин, хоть и с большим опозданием, приступил к формированию собственной команды и размещению ее на ключевых постах в государстве. Наиболее яркими назначениями последнего времени были: Иванов – в Минобороны и Грызлов – в МВД. Потом был "Газпром". На очереди: ФСБ, СВР, РАО ЕЭС, нефтянка, администрация президента, ВПК, космос. Путину необходимо успеть до начала тяжелого периода в экономике (2003-2005 гг.) взять под свой контроль основные финансовые потоки и полностью подчинить себе силовые рычаги. Иного выхода у президента нет. В том, что Путин будет подминать под себя "Газпром", наверное, не сомневался никто. Расходились лишь в сроках, методах и кандидатурах на замену высших менеджеров. Где-то с января, когда началась дикая склока "газпромовских" с "федоровскими", сопровождавшаяся выбросом убойного компромата, стало ясно, что к июньскому годовому собранию акционеров государство готовится основательно и что грядет нечто судьбоносное. Символом и знаковой фигурой всей интриги стал Рем Вяхирев: снимут – не снимут? Все понимали, что, по идее, Путин его снять должен, все к тому шло, но решится ли? Впрочем, то, что старая команда, так или иначе, обречена на отход от дел и забвение, показал недвусмысленный ход президента, когда Черномырдина под белы руки торжественно усадили в Киев.

Собственно говоря, Вяхирев мог бы и остаться, тихо просуществовав еще некоторое время, номинально правя под дамокловым мечом компромата и в жестких тисках государевых слуг. Но его все-таки сняли. Просто и по-будничному. Сняли единогласно на Совете директоров по представлению председателя Совета и заместителя главы президентской администрации Дмитрия Медведева, который представил и нового руководителя газовой монополии Алексея Миллера. Потом все газеты написали, что менеджмент-де был в шоке от такой неожиданности, что никто, мол, не ожидал такого назначения и проч., но это все ерунда. Конечно, ждали. Ждали, что придет человек Путина, а кто конкретно – уже не имеет значения. В "Газпром" должен был придти комиссар, и он пришел. Им оказался Миллер. А почему бы и нет? Главное, что не Волошин, потому что в этом случае кадровые пертурбации не имели бы ровным счетом никакого значения – шило на мыло.

Кто такой Алексей Миллер? Для большинства он "темная лошадка", в чистом виде питерский выдвиженец президента. По образованию финансист. С 1991 по 1996 работал в мэрии Санкт-Петербурга в комитете по внешнеэкономической деятельности под руководством Владимира Путина. В 1996 году перешел в ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" на должность директора по развитию и инвестициям. С 1999 года – генеральный директор ОАО "Балтийская трубопроводная система". В конце 2000 года назначен на должность замминистра энергетики. Никаких особых достижений за ним не числится, но и явных проколов тоже. Конечно, практического опыта для руководства таким монстром, как "Газпром", у Миллера маловато, должность явно "на вырост", но в качестве комиссара он человек подходящий. Ибо главной его задачей будет инвентаризация финансов и имущества компании, демонтаж родственно-аффилированной синекуры, прекращение воровства, увода активов, разного рода утечек капитала, подчинение компании интересам государства, наконец, вывод "Газпрома" из депрессивного состояния, в которое его загнало прежнее руководство.

Трудное наследство

У Путина вообще такая манера: снимать без скандала и, по возможности, без привлечения прокуратуры. Лучше при этом наградить, а потом услать куда подальше, чтобы сидели тихо и не выступали. Может, оно и правильно, зачем нам сейчас скандалы, ведь главное – результат: проворовался – лучше уйди с Богом, а кто старое помянет – тому глаз вон. Впрочем, у этой пословицы есть продолжение специально для тех, кто склонен старое забывать. Но для этого продолжения время пока не пришло. Пока.

Известно, что в последнее время дела у "Газпрома" шли неважно. Добыча газа неуклонно сокращается. Помните публичные разборки между Вяхиревым и Чубайсом по поводу нехватки газа для энергетиков? Ну, не может "Газпром" обеспечить собственную страну газом. Газовики жалуются на непомерные налоги, заниженные цены, неплатежи. И раз уж у "Газпрома" такие проблемы, то что же тогда говорить о других предприятиях газовой отрасли? Совсем, наверное, загибаются, бедные. Но вот тут-то как раз и ошибочка вышла: рядом с проблемным гигантом процветают оазисы благополучия, одним из которых является небезызвестная компания "Итера", зарегистрированная, как и положено, в американской оффшорной зоне.

Об этой поздней любви "Газпрома" писали уже достаточно много, но как-то все без толку. Прямо как у Крылова: "А Васька слушает, да ест". Но сейчас не грех напомнить проблему, тем более что повод выдался куда как славный. Для простоты и экономии времени обратимся к данным, предоставленным членом совета директоров "Газпрома" Борисом Федоровым.

Итак, по версии самого "Газпрома", "Итера" является независимым поставщиком газа, но на самом деле компания получила все свои активы от "Газпрома" либо напрямую ("Роспан", "Севернефтегазпром"), либо через размывание доли "Газпрома" ("Таркосаленефтегаз", "Сибнефтегаз"), либо через совместные предприятия с "Газпромом" ("Пургаз"). Опять же по версии "Газпрома", группа "Итера" инвестировала около $400 млн. в добычу газа, но на самом деле в период с 1997 по 2000 гг. она получила кредиты на сумму $472,5 млн. под гарантии "Газпрома". Это означает, что фактически все инвестиции "Итеры" профинансировал "Газпром". Вот тут и начинаются основные вопросы. Сразу оговоримся, что пока вопросы эти носят по большей части риторический характер.

Окончание следует

Выбор читателей