Финны в "Горбушке": девчонки падают в обморок

Вилле Вало, лидер группы "H.I.M.", стал секс-символом у подростков в родной Финляндии. В попытке понять природу этого феномена наш корреспондент посетил концерт группы в "Горбушке"

Так уж получилось, что большинство песен, которые "Его Адское Величество" Вилле Вало представил московской публике в "Горбушке", я услышал впервые именно на концерте. Как-то, знаете, уже немного вышел из подросткового возраста, да и на финскую школьницу мало похож, поэтому сей феномен до вчерашнего дня оставался для меня тайной за семью печатями. Ну, не совсем за семью: хит "Join Me In Death" крутили и некоторые российские радиостанции, да пластиночку как-то выпросил у приятеля, так что некоторое представление о группе "H.I.M." у меня все же было. Тем интереснее оказалось наблюдать за живым выступлением.

Как-то получилось, что достаточно "ломовые" концерты в "Горбушке" уже несколько раз проходят без особых эксцессов со стороны охранных структур (тьфу-тьфу-тьфу!). К началу выступления разогревающего коллектива (в афишах была обещана группа "MODEM") практически вся публика плавно и без проблем перетекла в фойе, где с чувством собственного достоинства разминалась пивом и приценивалась к футболкам "H.I.M.". Соразмерно скромному размаху тура (как обычно, Питер и Москва), футболки были оформлены тоже довольно аскетично, поэтому особого ажиотажа не вызывали. В зале тем временем началось "рубилово" разогревщиков, которое запомнилось главным образом тем, что особенно никому не успело надоесть. Ребята честно отыграли пять-шесть композиций (около получаса), после чего на сцену поднялся представитель концертного агентства TCI (организатора тура) Эд Ратников. Он напомнил присутствующим, что компания Roverscan (спонсор) проводит конкурс среди посетителей концерта, а посему билет номер две тысячи с чем-то там становится выигрышным и счастливчик получает... (нет, увы, не миллион!) монитор последней модели от упомянутой фирмы. Г-н Ратников попросил обладателя билета подняться на сцену; дальнейшее вполне вписалось в рамки эффектного рекламного трюка, ибо перед восхищенно загудевшей публикой предстал не худосочный ботаник-компьютерщик, а мощный такой дядя... напоминающий более всего киноартиста Джона Риз-Дэвиса, только без роскошной шевелюры. Счастливчик по имени Александр купил входной "лотерейный" билет "всего за 900 рублей". Вот так.

Затем был объявлен двадцатипятиминутный перерыв, и публике предложили продолжить пивные изыскания в фойе; особо ленивым (т.е. не покинувшим зал) в качестве развлечения оставалось наблюдать за возней техников, шастающих по сцене туда-сюда в процессе смены "аппарата"...

Долгожданное появление "H.I.M." на сцене было встречено дружным ревом. Авансы в виде двух альбомов финских нео-готик-металлистов оказались оправданными, и народ в подавляющем большинстве (парней и девиц было примерно поровну) знал, "на что он пришел", и, опять же в подавляющем большинстве, реагировал на происходящее не только танцами и аплодисментами, но и хоровым воем в избранных фрагментах (где слов не требовалось) и хоровым же, причем довольно дружным, исполнением отдельных строчек и целых куплетов. То ли не-носитель языка финн Вало пишет на английском столь доступные тексты, что их легко разобрать на слух, то ли наши сограждане настолько прониклись его творчеством, что не поленились прочитать буклетики CD и выучить их наизусть...

Итак, в клубах дыма квинтет выплыл на сцену. Вилле Вало действительно внешне походит на Джима Мориссона, только более худощав. Голос у него временами приобретал кошачьи интонации, но до Лагутенко, к счастью, было далеко. Нормальный, средний мужской голос; правда, вспоминая о своей миссии "представителя адского общества", а также о претензиях группы на готик-рок, Вилле частенько старался добавить басовых обертонов. Выходило действительно чувственно; да прибавьте к этому образ "юноши бледного со взором горящим" (вокруг глаз Вилле навел черные круги) – становится, в общем, понятно, отчего финские школьницы вешают над столом портрет этого парня "из соседнего двора".

Остальные члены группы по мере сил поддерживали имидж инфернальных посланцев. Гитарист с дрэдами в длинном мятом плаще болотного цвета вполне сгодился бы в качестве артиста массовки для фильма типа "Ночь живых мертвецов" – не оригинального, а многочисленных последующих пародийных каверов. Зато басист уже не слишком соответствовал общей визуальной коцепции, напрочь отвергая всю некро-эстетику воинственным видом припанкованного обитателя городских трущоб, в неравной битве с себе подобными добывшего драные заплатанные джинсы и пострадавшего при этом на всю голову (которая вместо банданы была замотана каким-то грязным полотнищем). О "бон-жовистом" настоящем группы напоминал "Ковбой Мальборо" в красной майке и сомбреро, большую часть концерта довольно статично протанцевавший за клавишами. О барабанщике "H.I.M." можно заметить, что со знаменитым супер-драммером Крисом Слейдом его роднит лишь то обстоятельство, что оба они – лысые; впрочем, недостаток мастерства (и то сказать, дело наживное) барабанщик компенсировал потугами на артистизм, в течение одного из своих сольных "забоев" имитировав то ли пляску св. Витта, то ли конвульсии последней стадии абстинентного синдрома, в просторечии именуемого белой горячкой...

Аналитики творчества "H.I.M.", говоря о том, что группа в качестве элементов имиджа использует эстетику Black Sabbath, правы на все 100. Примерно в середине сета сцену залил малиновый свет прожекторов (в оформлении концерта вообще преобладали оттенки красного и фиолетового), раздался звон погребального колокола – и показалось, что сейчас на сцену вылезет старый скрипучий упырь Ozzy – настолько начало композиции подражало "раннему Саббату". Музыкально "H.I.M.", как уже говорилось, продолжают генеральную линию KISS и тех же Black Sabbath (много), Bon Jovi (меньше) и... A-Ha (представьте себе поп-песни, решенные в "тяжелом" ключе). "Металлом" все это можно было обозвать раза четыре за концерт, когда гитарист и басист принимались напару извлекать какие-то звуки из вверенных им инструментов, имитируя соло. Четыре фрагмента, секунд по сорок...

Впрочем, залу на все эти тонкости было наплевать, и народ продолжал оттягиваться с максимальным удовольствием... Дымовые установки за сценой парили на полную мощь. Вероятно, это требовалось по ходу концерта для создания соответствующего антуража, но "господа оформители" слегка перестарались: очередное "Thank You!" к залу донеслось из совершенно уже непроглядных клубов дыма, так что зрителям оставалось только догадываться о происходившем в глубине сцены...
...А в фойе бригада "скорой" откачивала очередную девицу, которая то ли в экстазе, то ли просто в давке перед сценой хлопнулась в обморок...

Парадокс и изюминка "H.I.M.", наверное, в том, что, активно эксплуатируя визуальный ряд некро-романтики и затрагивая в текстах темы смерти и прочей чертовщины, по музыке группа звучит очень даже позитивно и... весьма оптимистично; и в чем-чем, а в мелодичности песням Вилле не откажешь. Да и баллады в поп-металле всегда ну очень нравились девочкам...

Выбор читателей