Этнический проект Андрея Бильжо

Неспроста в Москве всю прошедшую неделю шли проливные дожди. Хлад и морозь нам привезли с самого севера. Четыре дня в столице выступала одна из лучших шведских фолк-групп – трио "Триакель"

Для незамутненного лишней информацией сознания набор шведских достопримечательностей предельно прост: шведский стол, шведская семья, книжки Астрид Линдгрен, Нобелевская премия да группа "ABBA", чьи нетленки до сих пор с удовольствием гоняет любая радиостанция. Даже если копнуть глубже, то словосочетание "трио "Триакель" вряд ли войдет в этот список. И совершенно напрасно. Во время четырехдневного пребывания в Москве музыканты доказали свое право называться еще одним шведским чудом.

"Триакель" – это прежде всего Эмма Херделин и ее чистый проникновенный голос. Это скрипач Кьель-Эрик Эрикссон и органист Ян Стрёмштедт. А также огромный репертуар древних традиционных песен средневековой Швеции. Не впадая в крайности традиционализма и национальных обычаев, трио преподносит музыку своих предков так, как будто играть ее можно и нужно на светских раутах и в ночных клубах. Собственно, и концерты московские проходили не в Доме дружбы народов или Консерватории (хотя могли быть и там), а в клубе "Петрович Путешественник", изначально задуманном владельцами "как проект этнический".

Концерты трио "Триакель" открывают серию выступлений музыкантов, играющих традиционную музыку своих стран. Андрей Бильжо, рассказывая о проекте, пояснил, что "идея стара как мир: у коммунистов она называлась интернационализмом. Чем разнообразнее люди, чем больше различия в культуре, тем интереснее жить. В этой идее неотъемлемой частью, кроме еды разных народов мира, является еще и духовная пища. И поэтому мы хотим, чтобы сцена нашего клуба жила более полнокровной, полноценной жизнью. Мы будем приглашать музыкантов из разных стран мира. Это будут эксклюзивные приглашения: первые концерты только в клубе "Петрович Путешественник". Музыканты будут достаточно известные, как сейчас говорят, "культовые", которые работают в области этнической музыки". Возможно, что естественным продолжением этой серии концертов станет компакт-диск, в который войдет несколько композиций каждой из команд, которые выступали на сцене клуба.

Эмма Херделин получила признание в родной Швеции в 1995 году, когда она в составе трип-хоп-группы "Гармарна" ("Garmarna") выпустила свой второй альбом "Vittrad". В это же время двое других музыкантов из "Триакель" трудились в области хеви-метал в составе группы "Hoven Droven". Собственно, все они и сейчас продолжают быть участниками вышеперечисленных коллективов. Но, откладывая усилители и синтезаторы, в редкие минуты свободы от деятельности в современной музыке ребята вооружаются простой скрипкой, стареньким деревенским органом и идут собирать традиционные шведские песни по ухоженным дорогам скандинавской глубинки. Сами записывают и восстанавливают тексты, расспрашивая бабулек и дедулек, сами придумывают аранжировки, поскольку обычно такие песни исполнялись без аккомпанемента. Естественно, поют на шведском, а то и на диалекте. Естественно, их никто не понимает, кроме тех самых бабулек и дедулек, а также их внуков, поэтому содержание каждой песни Эмма пересказывает перед исполнением на английском. Кто знает, тот поймет. Но и без перевода можно догадаться, о чем пели люди в Швеции пару веков назад. Про любовь пели, про злых троллей и храбрых воинов. Светлые силы соседствуют с мистикой и кровавыми драмами. Одну такую историю, предваряющую песню, мне удалось уловить в шумном гуле "Петровича". Песенка про девушку и льва, который эту девушку очень любил и оберегал, а посему и не давал заезжим кавалерам к ней приблизиться. Девица оказалась ветреной и засобиралась замуж. Лев такого коварства не перенес и кого-то съел. То ли девушку, то ли жениха. Этого я не расслышала из-за громко жующих рядом американцев. Грустная песня, но безумно красивая. Особенно из-за голоса Херделин и плачущей скрипки.

К чему лукавить, фолк-музыку редко кому удается сделать по-настоящему интересной и незанудной, тем более если эта музыка далека от слушающей публики по культурологическим меркам. У Эммы Херделин и ее коллег получилось пронести шведскую народную музыку не только сквозь века, но и сквозь государственные границы, невзирая на языковой барьер и массу других различий. Огромной популярности такая деятельность заведомо принести не может, да и не ради известности музыканты берегут свои традиции.

"Петрович Путешественник" будет приглашать подобных исполнителей и впредь. Несмотря на элитарность заведения и его клубную систему, Андрей Бильжо на мой вопрос о доступности концертов заверил, что все желающие посетить дальнейшие выступления этнических музыкантов смогут это сделать: "Если вдруг кто-то захочет прийти, можно позвонить заранее и заказать столик. Наш клуб не закрытый, а полузакрытый. К нам можно приходить с улицы при наличии свободных мест". В общем, следите за рекламой, дорогие любители экзотики.

Выбор читателей